Живопись в критическом реализме в искусстве Западной Европы

В 30-50-е годы 19 в. в европейском изобразительном искусстве складывается метод критического реализма. Он коснулся живописи и графики и выразился в творчестве замечательных французских художников Домье, Курбе, Милле.

Оноре Домье (1808-1879) родился в Марселе, в семье стекольщика. Южное и народное происхождение отразилось на творчестве художника, темпераментность и пластичность - от юга, выразительность и правдивость - от народа.

Семья Домье переселилась в Париж, когда ему исполнилось 7 лет. Мальчишка рисовал, но нужда заставляла работать то посыльным у адвоката, то приказчиком в книжной лавке. Но вскоре и "художественное баловство" стало приносить доход, так как был спрос на литографический труд. Волна "литографической лихорадки" 20-30-х годов вынесла Домье на поверхность, он с энтузиазмом примкнул к художественному движению, которое сгрудилось вокруг передовой прессы, критикующей монархию Луи Филиппа.

В ноябре 1830 г. художник и издатель Шарль Филиппон создал журнал "Карикатура" и газету "Шаривари", в которых работали лучшие рисовальщики Франции. В 1831 г. туда был приглашен и Домье, одобренный Бальзаком. Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой (ил.44). В "Карикатуре" он работал с 1831 по 1843 гг. (за вычетом 6 месячного тюремного заключения), в "Шаривари" - с 1835 по 1874 гг. (ушел за 5 лет до смерти, когда слепота уже заволакивала его переутомленные глаза). За 40 лет художник создал 4 тысячи литографий, 900 гравюр на дереве, 400 картин маслом, акварелей и набросков.

В течение всей жизни Домье был художником-пролетарием, художником-журналистом, его завтрашний день, был необеспечен, поэтому у него не было досуга и возможности творить вне утилитарного назначения. Но никакие материальные лишения не сломили гордости Домье. Когда министерство Наполеона Маленького предложило ему орден Почетного легиона на склоне лет, то он отказался сказав, что желает на старости лет смотреться в зеркало без смеха. За год до его смерти под председательством Гюго была устроена выставка работ художника, но она совпала со смерью папы римского и прошла малозамеченной и не окупила себя.

Полуслепой и старый Домье окончил бы свою карьеру в полной нищите, если бы не дружеская поддержка пейзажиста Коро, который приобрел для него небольшой домик в местечке Вальмондуа, где Домье умер в 1879 г.

Единственной прижизненной наградой Домье были восторженные симпатии немногих друзей таких, как Бальзак, Делакруа, Мишле, Бодлер, Гюго, Диаз.

Выходец из народа и самоучка - Домье достиг многого. Его искусство - это история Франции, летопись ее бурь и затиший.

График-Домье всегда рвался к живописи, он жил в городе-музее. Живописью он занимался по ночам (днем работал в газете). В 1860 г. он пытается порвать контракт с "Шаривари". В период 50-60-х гг. появляются одна за другой работы маслом и акварелью, за которые при жизни он получил гроши, а сегодня они на вес золота. Нужда в 1863 г. снова заставляет его работать в "Шаривари".

В живописных работах он хотел отдохнуть от злобы дня, писал работы к басням Лафонтена, к греческой мифологии, к библии, к Мольеру и к Сервантесу ("Дон Кихот" у Домье был настольной книгой). К "Дон Кихоту" он сделал 27 живописных вариаций, которые по технике живописи близки к 20 в. За "Дон Кихотом" появляется серия "Скоморохи", где перед нами встает ужасающая противоположность между внешним обликом человека и его сущностью ("Криспен и Скапен"). Потом появляется ироническая серия "Адвокаты".

Но в его живописном творчестве есть образы свободные от иронии. Это образы прачек, кузнецов, рабочих. Более того в них есть даже некая идеализация здоровой физической силы. Таковы картины "Кузнец", "Мать - Республика", "Парижские прачки". Прачки с бельем и детьми изображены на фоне Сены и парижских домов, их фигуры округло-материнские, исполены с пафосом и монументальностью. Кузнецов, прачек, водонош, бурлаков не затронула ирония Домье. Современники часто видели в Домье меткого карикатуриста и не рассмотрели большого художника. Лишь сейчас по достоинству оценен его многогранный талант.

Искусство Домье революционно не только потому, что он был участником 3-х революций, а по своей сути. Это искусство - огненного сплава реализма с романтикой, быта с героикой. Прав был Бальзак, когда при первом же взгляде на рисунки Домье воскликнул "В этом молодце сидит Микеланджело!".

Tруд крестьян, мир их чувств и забот явились главной темой глубоко правдивого и подлинно демократического творчества Жана-Франсуа Милле (1814-1875). Его произведения показали, что в поисках героики и величия не нужно уходить в прошлое или обращаться к литературным образам, как это делали романтики: великое окружает нас в повседневности и прежде всего это - труд человека.

Творческое наследие Милле - одно из ярких завоеваний французского реалистического искусства. Крестьянин по происхождению, Милле до 20 лет помогал отцу обрабатывать землю. Первые уроки живописи он получил у малоизвестного художника в Шербуре, а в 1837 г. поступил в мастерскую П. Делароша в Париже. С 1840 г. его работы появляются на выставках Салона. Решающую роль в формировании Милле сыграл растущий протест художника против академической рутины, сближение с Домье и пейзажистами барбизонской школы. Особенно важной для него была дружба с Т. Руссо. С ним в 1849 г. Милле переехал в Барбизон и остался там до конца своих дней.

В живописных и графических произведениях Милле отражена жизнь французских крестьян. В неустанном труде земледельцев он видел "высокую поэзию". Он создавал глубоко правдивые образы ("Собиратели хвороста", "Крестьянин с мотыгой" и др.) Милле никогда не стремился к эффектности или декоративности композиций. Все формы в его полотнах лишены детализации и в силу этого приобретают особую значимость и монументальность; приглушенный, неяркий колорит соответствует характеру образов.

Как и все лучшие представители реалистического направления, Милле подвергался нападкам официальной критики. Он не обладал, подобно Курбе, задором и смелостью новатора, сокрушавшего устои старого искусства, но все, что он создал было самобытным и новым.

Большой широтой и разнообразием сюжетов отличалось искусство Гюстава Курбе (1819-1877), смелого и неутомимого борца против всякой рутины в художественном творчестве. Он еще более настойчиво и активно, чем Милле, утверждал принципы реализма в живописи, писал только то, что мог наблюдать в современной действительности. В лучших работах Курбе достигал такой материальности и конкретности форм, какое до него не знало искусство 19 в.

Курбе родился и вырос в зажиточной крестьянской семье в Орнане. Приехав в Париж в 1839 г., он в течение непродолжительного времени посещал мастерские К. Штейбена и О. Хесса. Курбе часто говорил, что учился только у природы и старых мастеров. И, действительно, самостоятельная работа с натуры и копирование картин в Лувре имели решающее значение в формировании его творчества.

С 1844 г. художник начал выставлять картины в Салоне. Суровую правду и простоту образов, взятых из современой жизни, он смело противопоставил слащавой идеализации салонно-академического искусства. В таких значительных картинах, как " Дробильщики камня" (1849) (ил.45) и "Похороны в Орнане" (1850), мастер достиг глубокого раскрытия содержания. Первой работой он хотел "...поставить французское общество перед зрелищем тяжелого труда и беспросветной жизни", а второе произведение он назвал "похоронами романтизма".

Он систематически подвергался травле со стороны официальной критики, но художник не сдавался, и в 1855 г. в Париже устроил индивидуальную выставку своих работ. Решительно выступая против распространенного тогда принципа - "искусство для искусства", он ратовал за "искусство живое", передающее "нравы, идеи и облик эпохи".

В 60-х гг. бунтарский дух несколько ослабевает в творчестве Курбе. Он пишет главным образом пейзажи, сцены охот, обнаженную натуру и натюрморты, но и в них остается верен реалистическому методу.

В период Парижской коммуны 1871 г. Курбе - на стороне восставшего пролетариата. Видный деятель Коммуны, он организовал революционную федерацию художников и разработал основы политики Коммуны в области искусства. После падения Коммуны Курбе на несколько месяцев был заключен в тюрьму. Последние годы жизни художника прошли в эмиграции в Швейцарии.