Литература в Искусстве Западной Европы 60—90-х гг. XIX-го века

В литературе европейских стран и США четко обозначились 3 направления: натурализм, критический реализм и символизм, которые выдвинули крупных писателей и сыграли большую, хотя и неодинаковую роль в художественной жизни эпохи.

Нужно отметить, что на почве кризиса буржуазного сознания, неудовлетворенности духом буржуазного практицизма появляется декаданс (фр. decadence — упадок). Декаданс — общее наименование кризисных, упадочных явлений в искусстве конца XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями индивидуализма, пессимизма, безнадежности и неприятия жизни, а также культа красоты как высшей ценности. Под названием декаданства объединялось несколько антиреалистических течений и школ. Мотивы декаданства были характерны и для творчества некоторых писателей-реалистов, а также модернистических течений, зародившихся в самом конце XIX в. К декаданским школам принято относить натурализм и символизм. С них мы и начнем.

Натурализм сложился во Франции к началу 70-х гг. и на протяжении нескольких десятилетий оставался одним из центральных явлений художественной жизни Европы, оказал влияние на искусство многих стран, а также воздействовал на крупнейших писателей, художников, режиссеров.

Натурализм противопоставил себя изжившему романтизму. Задачу новой школы сформулировал ее теоретик и основатель Эмиль Золя (1840—1902): “Мы ищем причины социального зла, мы анатомируем классы и индивидуальности, чтобы объяснить то, что происходит в обществе и в человеке”.

Натуралисты опирались на идеи философа Ипполита Тэне (1823—1893), который развитие общества приравнивал к развитию живого организма и его частей, и отрицал творческую индивидуальность, а образ художника у него определялся тремя факторами: средой формирования, исторической обстановкой и национальными особенностями — расой (поэтому книги натуралистов напоминали скорее стенографический отчет, чем художественное произведение).

Натурализм поставил своей задачей распространить на искусство методы биологических наук (это время увлечения теорией Дарвина). Основываясь на взглядах Тэна натуралисты проводили прямые аналогии общественной жизни с биологическими процессами. Биологизм являлся основным способом исследования всех социальных и психологических стимулов существования человека, кроме Золя, творчество которого не укладывается в эти узкие рамки.

Натурализм — направление в европейской и американской литературе последней трети XIX в. Исходило из полной предопределенности судьбы, воли духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Стремилось к бесстрастному, “объективному” восприятию реальности, уподобляя свой метод научному.

В натурализме есть разновидности: критический, демократический, социалистический — но для всех характерны черты декаданса.

Благодаря новым подходам натурализму принадлежит большая роль в обновлении литературы. Самым пламенным пропагандистом натурализма был Эмиль Золя, он разработал “теорию научного романа”, основные положения которой изложил в сборнике статей “Экспериментальный роман”. Художник должен изучать материал аналитически-беспристрастно, “должен экспериментировать над характерами, над страстями, над фактами личной и социальной жизни человека так же, как физик и химик экспериментируют над неодушевленными предметами, как физиолог экспериментирует над живыми людьми”. Подобным экспериментом явился ранний роман Золя “Тереза Ракен” (1867) в котором все отношения внутри традиционного “треугольника” объяснены физиологическими процессами, темпераментом, средой. В эпическом труде “Ругон-Маккары” Золя отходит от чисто биологического натурализма и привносит значительный элемент социального. Цикл “Ругон-Маккары” состоит из 20 романов, выходивших с 1871 по 1893 гг. “Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи” изображает историю семьи и ее отпрысков “Ругон-Маккаров на основании наследственности и показывает социальную обстановку Второй империи.

Согласно теории натурализма потомки крестьянина Ругона расчетливы и энергичны в жизни, а потомки бродяги и пьяницы Маккара ленивые, неврастеничные алкоголики. Как исследователь-социолог Золя дает широчайшую картину положения различных социальных групп и слоев. В его романах изображены правящая верхушка, высший свет империи (“Его превосходительство Эжен Ругон”, “Нана”), крупная финансовая буржуазия, банкиры, спекулянты (“Добыча”, “Деньги”), мелкая буржуазия, лавочники — опора режима (“Чрево Парижа”, “Накипь”), реакционное духовенство (“Проступок аббата Мурэ” и др.), ремесленники, рабочие и их солидарность (“Западня”, “Жерминаль”), крестьянство (“Земля”), интеллигенция (“Творчество”, “Доктор Паскаль” и др.) . Судьбы и характеры героев Золя объясняются не биологическими, а социальными факторами. Но не обошлось и без натуралистичных сцен. Так в романе “Земля” Золя показывает роды у женщины и отел коровы, подчеркивая общность физиологических процессов. Натуралистическая обнаженность и грубоватость изображаемых сцен является для писателя способом показать дикость, невежество, грубость, которые царят во французской деревне, где жители обречены на животное существование. Золя и натуралисты оправдывали свою откровенность стремлением передать неприкрытую правду жизни.

После этого цикла следует цикл “Три города” (романы “Лурд”, “Рим”, “Париж”, 1894—1899). Здесь резкой критике подвергнут клерикализм.

Имя Золя было известно всей Европе благодаря не только его романам, но и общественной смелости. Он опубликовал знаменитое письмо президенту Франции Феликсу Фору “Я обвиняю” в связи с делом Дрейфуса (капитан французской армии, еврей, ложно был обвинен в государственной измене и приговорен к каторге). Золя был приговорен к тюремному заключению, покинул Францию и год жил в Лондоне.

Золя был очень популярен. Критика к его творчеству относилась по-разному, от восторгов до непонимания и ругательств. Особую популярность имел Золя в России. Через Тургенева он сдружился с петербургским журналом “Вестник Европы”, в котором романы нередко переводились прямо с рукописи автора. Русские читатели иногда читали произведение раньше, чем французские. Творчество Золя — одно из высших достижений литературы и искусства конца XIX века. Он первый обратился к исследованию психологии больших масс людей, создал выдающуюся по своей широте и выразительности картину жизни самых различных социальных слоев страны на протяжении огромного отрезка времени. Золя обогатил тематику современного искусства, открыл новые мотивировки человеческого поведения.

Глашатаями натурализма во Франции были братья Жюль (1830—1870) и Эдмон (1822—1896) Гонгуры. Однако творчество Гонгуров обнаружило все изъяны натуралистического метода.

Зародившись во Франции, натурализм быстро распространился в других странах. Большую роль он сыграл в искусстве США и Италии.

В Италии он получил название веризма (от vero — истинный). При всей близости к французскому натурализму, веризм отличался страстной верой в человека, воинствующим гуманизмом, что не соответствовало требованию строгой объективности художника. Основоположником веризма был Луиджи Капуана (1839—1915; “Крестьянские новеллы”, 1894, роман “Маркиз Роккавердиана”, 1901), а крупнейшим его представителем — Джованни Верга (1840—1922; повесть “Недда”, 1874, романы “Семья Малаволья”, 1881, “Мастер дон Джезуальдо”, 1889 и др.). Они рассказывали о трудной повседневной жизни сицилийских крестьян.

Самыми значительными писателями американского натурализма были Стиве Крейн (1871—1900), создавший ряд произведений из жизни трущоб (“Мэги — девушка с улицы”), и Фрэнк Норрис (1870—1902), автор “Трилогии пшеницы”, из которой писатель успел завершить 2 тома (“Спрут” и “Омут”). Оба писателя вводили темы социальной значимости, прокладывая путь реализму в американской литературе.

Щедрую дань натурализму заплатил немецкий драматург Герхард Гауптман (1862—1946; “Перед восходом солнца”, “Ткачи”). Его пьесы имели большую популярность у современников.

Ярким явлением в литературе этого периода был символизм. Он возник в русле неоромантизма с корнями в философии Ницше, Шопергауэра. Символисты в обстановке предчувствия мировых социально-политических сдвигов не принимали буржуазность, доверяли вековым культурным ценностям, видели в них единящее начало. Символизм (от греч. sumbolon — знак, символ) — направление в европейском и русском искусстве 1870—1910-х гг., художественным выражением которого является символ, “вещь в себе”. Символисты стремились прорваться сквозь видимую реальность к реальности скрытой, сверхвременной идеальной сущности мира, к его “нетленной” Красоте. Символическая школа — самое значительное художественное явление в литературе декаданса.

Зародившись во Франции в 60—70-е гг. XIX в. в литературном творчестве Шарля Бодлера (1821—1867), Артюра Рембо ( 1854—1891), Поля Верлена (1844—1896), С. Мелларме, П. Валери, в 80—90-х гг., символизм распространился на театр, живопись (П. Гоген, М. К. Чюрленис, М. Врубель), музыку. В творчестве символистов причудливо переплеталось реальное и таинственное, социальное и индивидуальное, мифология, мистические откровения, иносказательность. Так, Ш. Бодлер, описывая трагическую судьбу художника в буржуазном мире, использует образ (символ) альбатроса — “птицы океана”, пойманного матросами ради забавы:

Альбатрос
Лишь недавно прекрасный, взвившийся к тучам,
Стал таким он бессильным, нелепым, смешным!
Тот дымит ему в клюв табачищем вонючим,
Тот, глумясь, ковыляет вприпрыжку за ним.
Так, Поэт, ты паришь над грозой, в урагане,
Недоступный для стрел, непокорный судьбе,
Но ходить по земле свиста и брани
Исполинские крылья мешают тебе.
Перевод В. Левика

У Рембо мы находим смелые метафоры, неожиданные сопоставления (“Пьяный корабль”, сонет “Гласные”), попытку согласовать лирику с живописью (“А” — черный, “Е” — белый, “И” — красный, “У” — зеленый).

Эмоциональна и музыкальна поэзия Верлена. Его стихи — “пейзажи души” из сборника “Песни без слов” (1874) перекликаются с живописью импрессионистов. Вот образное пояснение поэзии Верлена:

Это — желанье, томленье,
Страсти изнеможенье,
Шелест и шорох листов,
Ветра прикосновенье,
Это в зеленом плетенье
Тоненький хор голосов.
Перевод З. Липецкой

Главой французского символизма был Стефан Мелларме (1842—1898), однако высший художественный взлет этого течения осуществился в творчестве Верлена и Рембо. Лирика Верлена воспринималась как принципиально новое явление и по сей день остается одной из вершин французской поэзии. Рембо промелькнул на небосклоне французской литературы ярким метеором — его творческий путь продолжался всего около 10 лет, а затем Рембо уехал коммерсантом в Африку и умер в нищете. Гениальная одаренность Рембо была оценена только в XX в., когда его влияние ощутили крупнейшие поэты Франции.

Бельгийский поэт-символист Эмиль Верхарн (1855—1916) создавал символические образы, чтобы передать противоречия и контрасты капиталистического города:

Огромный град, чьи слепы дни, чьи ночи
Дрожащей молнией текут,
Стальной и мраморной, развратный и рабочий,
Спрут!
Перевод Г. Шенгели

В символических сценах у Верхарна передана героика восстания в революционной драме “Зори”. А вот символически-обобщенный образ народа:

Вся улица, — водоворот шагов,
Тел, плеч и рук, к безумию воздетых,
Как бы летит...
Перевод Г. Шенгели

Центральным в символизме был культ Вечной Женственности как символ и земной прообраз высшего совершенства. Близок был к символистам австрийский писатель Райнер Мария Рильке (1875—1926; “Часослов”, 1905).

Связано с символизмом и творчество бельгийского драматурга Мориса Метерлинка (1862—1949; “Синяя птица”, 1908; “Чудо св. Антония”, 1903 и др.). Самым значительным представителем символизма в Англии является Оскар Уайльд (1854—1900). Eго творчество испытало сильнейшее влияние декаданса, но во многом выходило за его рамки.

Уайльд вырос и получил воспитание в интеллигентной ирландской семье. Его отец врач-окулист увлекался собиранием старины, был автором книг об ирландском фольклоре. Мать — поэтессу — хорошо знали в аристократической среде. По окончанию Оксфордского университета Уайльд в течение нескольких лет вел жизнь завсегдатая светских салонов, читал лекции по вопросам этики и эстетики в Европе и Америке. Обвиненный в безнравственном поведении он попал в тюрьму. Выйдя из нее, уехал в Париж, где умер в одиночестве.

Обладая незаурядным талантом и остроумием, Уайльд в своих полных изящных парадоксов произведениях прозаический и торгашеский дух буржуазного мира противопоставлял его миру красоты. Уайльд считал, что развитое эстетическое чувство является одной из предпосылок обновления человечества. Его теоретические декларации по поводу первичности искусства по отношению к жизни, сближали его с декаденским эстетизмом и сторонниками “искусство для искусства”. Однако творчество самого Уайльда, исполненное красоты, чуждое прозаизму и повседневности не лишено значительного жизненного содержания. Уайльд-теоретик отгораживался от действительности, а Уайльд-художник по-своему остро реагировал на нее.

В поэзии Уайльда сильно сказалось влияние французского символизма. В ней сочетаются мистические и эротические мотивы. Своему веку поэт противопоставляет героическую эпоху английской буржуазной революции XVII в. (сонет “Мильтону”). Страстным обличением мира, где жестоко надругаются над человеком и его лучшими чувствами стала, созданная в заточении, исповедь “Баллада Рэдингской тюрьмы”.

В прозе Уайльда своеобразно сочетаются 3 литературных жанра. Лирическая сказка с элементами дидактики (дидактика — поучение), остросюжетная, пронизанная иронией новелла и интеллектуальный роман.

Сказки созданы писателем в значительной степени под влиянием Х. К. Андерсена, который показал ему, как можно использовать сюжет и приемы старинных сказок для выражения вполне современных мыслей. В них же чувствуется влияние идей Рескина, чьи лекции слушал будущий писатель в Оксфорде. Рескин утверждал, что золотой век искусства приходится на конец средних веков. Уайльд воплотил его мысли в изысканных лирических сказках, в которых каждая деталь имеет символическое значение. У него самоотверженное великодушие и добро неотъемлемы от подлинной красоты. Счастливый Принц и Ласточка жертвуют собой, чтобы помочь беднякам (“Счастливый принц”), Соловей окрашивает своей кровью розу, чтобы влюбленный студент поднес ее своенравной девушке (“Роза и Соловей”).

Сам писатель называл сказки этюдами в прозе и адресовал их всем читателям от 18 до 80 лет.

Роман “Портрет Дориана Грея” (1890) — это история молодого человека, который под влиянием лорда Генри превращается в прожигателя жизни и совершает убийство. Кстати, в уста лорда автор вложил свои суждения об искусстве и жизни. Но трагическая развязка опровергает парадоксы лорда Генри. Бездушное естество оказывается качеством, уродующим человека и доводящим его до гибели. Жестокость и безнравственность поступков Дориана отражалась на чудесном портрете, выполненном его другом художником.

В драматургии Уайльда 2 направления. В “Герцогине Бадуанской”, “Саломее”, “Флорентийской трагедии” он пытался возродить поэтическую драму больших страстей: любовь в них неотделима от смерти. Здесь Уайльд близок к декадансу. Светские же комедии полны остроумных парадоксов и эпиграмм (“Веер леди Уиндермир”, 1892, “Женщина, не стоящая внимания”, 1893, “Как важно быть серьезным”, 1892, “Идеальный муж”).

Уайльд писал и критические статьи о творчестве наиболее близких к нему писателей (У. Морриса, У. Патера и др.) и яростно выступал против натуралистов.

Таким образом, Оскар Уайльд является одним из наиболее интересных представителей литературы конца XIX в.

Философско-символические драматические поэмы создает норвежец Ибсен (“Бранд”, 1866, “Пер Гюнт”, 1867).

Критический реализм конца XIX — начала XX вв. воспринял и углубил критику буржуазной цивилизации от предыдущего романтизма и критического реализма середины XIX в. Для него характерны следующие черты:

  • объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с высотой авторского идеала,
  • воспроизведение типичных характеров и типичных обстоятельств при полноте их индивидуализации,
  • жизненная достоверность изображения наряду с использованием (особенно в XX в.) условных форм художественной фантазии ( мифа, символа, притчи, гротеска).

К писателям этого направления принадлежат Г. де Мопассан, М. Твен, Д. Лондон, Т. Драйзер, Р. Роллан и др.

Критический реализм в литературе Франции развивался по заметным воздействием Золя, опираясь в то же время на традиции Бальзака, Стендаля, Флобера. Продолжателем традиций и художником, во многом близким Золя, был Ги де Мопассан (1850—1893) .

Тягостная действительность Франко-прусской войны (1871) и Третьей республики толкнули Мопассана в объятия идей Тэна о невозможности человека изменить свою судьбу, так как он подчинен законам своей природы. Но в то же время Мопассан верил в присущее человеку духовное начало, стремление к прекрасному, которое не может убить даже самая безотрадная общественная атмосфера.

Флобер был учителем Мопассана и направлял его первые шаги в литературе, он привил ему любовь к лаконизму, отточенности стиля, сдержанности писательской манеры. Поэтому проза Мопассана — одно из самых выдающихся достижений повествовательного искусства Франции (романы “Жизнь”, 1883, “Милый друг”, 1885, “Монт-Ориоль”, 1886). Чехов, ценивший Мопассана очень высоко, говорил: “Он, как художник слова, поставил такие огромные требования, что писавть по старинке сделалось уже больше невозможным”.

В те же годы достиг творческой зрелости другой крупнейший французский реалист — Анатоль Франс (1844—1924). Его творчество почти не затронуло влияние ни натурализма, ни символизма, он ценил реалистическую школу, восходящую к творчеству Рабле и Вольтера.

Франс начинал как поэт, но подлинное признание получил в жанре философско-сатирической повести (“Преступление Сильвестра Боннара”, 1881, “Современная история”, 1897—1901). Герой Франса — интеллигент, представитель гуманитарной профессии, знаток и ценитель древности — по воле случая попадает в вульгарную действительность и, как правило, становится беспомощным в мире корысти, продажности и тупой мещанской ограниченности.

В 70—80-е гг. окончательно на позиции реализма переходит норвежский драматург Генрик Ибсен (1828—1906). Он создает целый ряд пьес, в основе которых бунт человека против своего окружения на фоне бытовых, семейных и повседневных конфликтов ( “Кукольный дом” или “Нора”, 1879, “Привидения”, 1881, “Враг народа”, 1882). Драмы Ибсена находили сильный отклик у современников.

Реализм в Америке утвердился с появлением Марка Твена (1835—1910). Отметим, что американская литература начала развиваться лишь с 20-х гг. XIX в. Твен первым научился находить глубокое содержание в бытовой жизни рядовых людей, в их радостях и драмах (“Том Сойер”, 1874).

Повесть о Геке Финне закрепила за Твеном славу художника большой общественной темы и выдающегося мастера прозы. В более поздних произведениях Твена чувствуется разочарование буржуазной Америкой, ее денежной лихорадкой.

Таким образом, литературный процесс этого периода был богат и породил совершенно новые явления, как декаданс, новые направления, как символизм и натурализм; критический реализм поднялся на новую ступень своего развития по сравнению с серединой XIX в.