Скульптура в Искусстве Западной Европы 60—90-х гг. XIX-го века

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

В искусство скульптуры тоже проникают символические и импрессионистические веяния. Борьбу с традиционной рутиной в скульптуре начал Огюст Роден (1840—1917). За первые свои работы в 60-х гг. он тоже подвергался гонениям академического Салона. Он отказался от разграничения натуры на “прекрасную” и “безобразную”. Его скульптура “Бронзовый век” (1876) вызвала столь же острые споры, как полотна импрессионистов, поразив точностью изображения тела и правдивостью в передаче движения. Роден пытался пластически выразить большие человеческие переживания. Непонимание было сломлено, постепенно Роден становится одним из самых модных скульпторов, получающим заказы. В 1880 г. он получает заказ на скульптурную, группу, которая должна была украсить вход в Музей декоративного искусства. Композиция была названа “Врата ада” на сюжет из великого Данте. Над нею Роден работал всю жизнь.

“Врата ада” — это картина мучительных противоречий и смятения в душе человека XIX столетия, монументальное произведение, достойное сопоставления с “Божественной комедией”. Фигуры “Мыслителя, “Вечной весны”, как впрочем и другие из “Ворот ада” полны философских обобщений и возвышенных символов.

В 1895 г. Роден закончил бронзовую композицию “Граждане города Кале” ( ил. 6), глубоко драматическую по звучанию и подлинно реалистическую по исполнению. Он воплотил в этой группе подвиг французских патриотов, пожертвовавших жизнью, чтобы спасти Кале от англичан во время осады 1397 г. Город Кале в 1347 г., после долгой осады, вынужден был сдаться на милость победителя — английского короля Эдуарда III. Король обещал пощадить жителей Кале, ограничившись поголовным изгнанием, если 6 именитых граждан явятся в английский лагерь босые и раздетые, с веревкой на шее и сдадут ему ключи города. Первым вызвался идти на казнь богатейший житель города старик Эсташ де Сен-Пьер; за ним, среди всенародных молитв и рыданий последовали еще пятеро граждан.

Эдуард III велел их казнить, но королева, уроженка Фландрии, бросилась перед ним на колени и вымолила прощение своим соотечественникам.

Роден изобразил это отдаленное событие с такой силой непосредственного переживания, какое может испытать только очевидец, очевидно свежи были воспоминания о 1871 г., о расправах немецких властей с заложниками, о расстрелах героев Парижской Коммуны.

Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Он впервые раскрыл ее в глубоким человеческом аспекте с неумолимой правдивостью. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Двое (Андрье д’Андр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв ладонями лица, они согнулись почти до земли. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан д’Эр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Примирен и отрешен от жизни задумчивый, сгорбленный от старости Эсташ де Сен-Пьер. Он примирился с участью и без чрезмерных сожалений жертвует остатком дней. Третья пара (братья Виссан) олицетворяют действенный героизм. Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Один поднял руку, подобно оратору. На их лицах просветленность и ясность духа. Все скорбно и сурово, все красноречиво: позы статуй, их жесты и мимика, в частности — глубокие орбиты глаз, морщины, впадины и бугры, напряженные жилы и мускулы, тугие у одних, вялые у других, и тяжело свисающие складки одежд. Это сильно действует на воображение зрителя.

Роден создал нечто новое и небывалое, он пренебрег общепринятыми правилами. Он не изолировал скульптурный памятник от окружающей среды. Группа поставлена не на традиционном пьедестале, а на низкой плите, вровень с землей. Герои идут среди толпы теперешних граждан Кале, соприкасаясь с ними, как живые с живыми, вовлекают их в свой скорбный, героический путь.

Группа была сначала отвергнута заказчиком и лишь потом принята благодаря настояниям мэра Девавреша. Муниципалитет был недоволен и тем, что Роден не применил академической композиции в виде пирамиды, и тем, что граждане “недостаточно героичны”.

Вслед за импрессионистами Роден добивается в скульптуре игры светотени, воздушности, легкости (“Ромео и Джульетта”). Анатоль Франс отметил в своем очерке о Родене: “Все существа, созданные им, живут и трепещут… Никто до него так не оживлял инертное вещество. Его необычайная концепция охватила все, от резких судорог всего тела до неуловимой дрожи в лице. Его искусство не терпит покоя, и все его большие статуи шагают”. В его группах есть фигуры летящие, парящие в воздухе, падающие, ползущие или как бы пригвожденные к земле. Его наследие остается замечательным памятником культуры тех лет. У Родена много было учеников, среди них такие талантливые, как французский скульптор Антуан Бурдель и русская — Анна Голубкина.