Русское искусство 60-х — начала 90-х гг. XIX века

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

В 1861 г. в России было отменено крепостное право, это открыло путь капиталистического развития. “…Развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых странах целые века” (В. И. Ленин). В условиях капитализма чрезвычайно усилилась социальная дифференциация и распад классов-сословий феодального общества — крестьянства и дворянства. Капитализм изменил весь старый хозяйственный строй и привел к изменению духовного облика населения, его быта, нравов, способствовал известному росту культурных потребностей. Но компромиссные реформы сохранили крепостнические пережитки, передовые люди боролись с ними за прогрессивное развитие страны. Этими борцами стали разночинцы. 60 — начала 90-х гг. в России — это период подъема революционно-демократического движения. Разночинец, демократ, революционер звал Русь к топору, шел в народ (народничество), аплодировал Н. Чернышевскому на защите диссертации “Эстетические отношения искусства к действительности”, читал “Размышления у парадного подъезда” и “Железную дорогу” Некрасова, заполнял галерку на премьерах пьес А. Островского и А. Писемского, распевал язвительные романсы А. Даргомыжского на слова Беранже и В. Курочкина.

Это эпоха народничества, надежды на крестьянскую революцию. Это время подвижнической, просветительской и террористической деятельности народнических организаций (“Земля и воля”, а потом “Черный передел” и “Народная воля”). Это время революционных молодежных кружков, деятельности Русской секции I Интернационала в Женеве, знакомства с работами К. Маркса (“Капитал”) и Ф. Энгельса (“Положение рабочего класса в Англии”), формирования первых марксистских ( “Освобождение труда” под руководством Г. В. Плеханова) и пролетарских (“Союз борьбы за освобождение рабочего класса” во главе с Лениным в 1895 г.) организаций. Это время расширения народного образования. Открывались начальные школы, гимназии. Конечно, неграмотность не была ликвидирована, но это был шаг вперед. В 60—80-е гг. были открыты новые университеты в Одессе, Варшаве, Томске. При широком участии передовой интеллигенции в России было открыто высшее женское образование, чего не было ни в Западной Европе, ни в США. На Бестужевских женских курсах преподавали химики Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, ботаник А. Н. Бекетов, физиолог И. М. Сеченов, историк права А. Д. Градовский и др. В годы политической реакции была объявлена война женской эмансипации, и в 1886 г. правительство закрыло все высшие женские курсы (и Медицинские в том числе) кроме Бестужевских, сократив туда набор и увеличив плату в 2 раза. Высшее женское образование возобновилось лишь со 2-й половины 90-х гг. В 1897 г. в Петербурге открылся Женский медицинский институт, в 1900 г. в Москве возродились Высшие женские курсы.

Это время подъема русской науки. Достаточно вспомнить имена математиков П. Л. Чебышева (1821—1894), его ученика А. М. Ляпунова (1857—1918), С. В. Ковалевской (1850—1891), получившей образование и работавшей за границей из-за реакционного отношения царизма к ученым-женщинам; физика А. Г. Столетова (1839—1896); химиков А. М. Бутлерова (1828—1886), Д. И. Менделеева (1834—1907), открывшего периодический закон химических элементов; естествоиспытателя И. М. Сеченова ( 1829—1905) — основоположника русской физиологической школы; историков С. М. Соловьева (1820—1879), создавшего многотомный труд “История России с древнейших времен”, В. О. Ключевского (1841—1911); изобретателей А. Ф. Можайского ( 1825—1890) — создателя первого в мире самолета, А. С. Попова (1859—1905) — создателя радиотелеграфа, П. Н. Яблочкова и А. Н. Лодыгина — изобретателей электрической лампочки, чтобы оценить уровень науки и ее мировую значимость. В это время совершаются значительные исследовательские экспедиции в разные части света. П. П. Семенов-Тянь-Шанский (1827—1914) совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Н. М. Пржевальский (1839—1888) исследовал Центральную Азию ( Монголию, Северный и Западный Китай, пустыню Гоби, горы Тянь-Шань и др.). Н. Н. Миклухо-Маклай (1846—1888) совершил путешествия на Канарские острова, в Марокко, по побережью Красного моря, потом на острова Тихого океана (Новая Гвинея), потом в Филиппины, Индонезию, Малакку и другие. В своих описаниях быта местного населения он отвергал деление рас на низшие и высшие. Он боролся против колониального разбоя и работорговли, что горячо поддерживалось передовыми кругами русского общества. Особенно тесно с революционным движением и общественной мыслью связаны философия, политэкономия, юриспруденция, история, литературоведение. Определяющее значение в их развитии имели выдающиеся мыслители и общественные деятели, участники и вожди революционного движения в России — А. Н. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. Бурные события общественной и политической жизни явились причиной расцвета передовой русской культуры, в которой резко менялись ценностные ориентации. Возникает новая художественная стилистика. Свое теоретическое обоснование она получила в эстетике Н. Г. Чернышевского — лидера и идеолога революционной разночинной демократии. В своей знаменитой диссертации на извечные вопросы он отвечал так: Что есть прекрасное и в чем его проявления в жизни и в искусстве? — “Прекрасное есть жизнь; прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такой, какова должна быть она по нашим понятиям”. Что есть искусство и каковы его задачи, средства и цели? — “Общеинтересное в жизни — вот содержание искусства…”, “Воспроизведение жизни — общий характеристичный признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и значение приговора о явлениях жизни…” Социальные проблемы оказались в центре внимания передового русского искусства на платформе реализма, которое в искусствоведческой литературе принято называть демократическим или критическим. Реалистический метод лег в основу всей художественной культуры 2-й половины XIX в.

Русское искусство воссоздавало картину жизни народа (крестьянства), прямо изображало зло социальной несправедливости, утверждая чувство необходимости и неизбежности коренных социальных перемен. Это было время, когда идейно-критические и нравственно-воспитательные задачи стали главными и ведущими. Другая функция искусства — быть украшением жизни, эстетическим оформлением быта — оказалась несущественной. Она переместилась на окраину, на периферию искусства.

В. Г. Белинский и А. И. Герцен писали, что в России, лишенной демократических свобод, искусству выпадает особая миссия — быть защитником прогрессивных общественных сил и народных интересов от давящих, косных форм жизни. Искусство осознало свою миссию и нашло свое осуществление в эстетике революционных демократов (Чернышевский), в творчестве великих русских писателей, в деятельности “передвижников” и т. д.

Итак, основными отличительными чертами русской культуры 2-й половины XIX в. являются:

Характеристику периода начнем с литературы.