Литература в Русском искусстве 60-х — начала 90-х гг. XIX века

Деятели литературы пытались раскрыть причины социального зла и ответить на вопрос “Что делать?”. Поэтому литература отличалась социальной направленностью, и главной темой была тема народа.

Особо ярко она отражалась в творчестве Николая Алексеевича Некрасова (1821—1877). Достаточно вспомнить стихи “Тройка”, “В полном разгаре страда деревенская”, “Мороз, Красный нос” о тяжелой доле русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

В своих стихах он обличал помещиков (В дороге”, “Родина”, “Псовая охота “), чиновников (“Чиновник”, “Колыбельная песня”, “Современная ода”).

Его журнал “Современник” печатал произведения передовых людей: Белинского, Добролюбова, Чернышевского. В 1866 г. “Современник” был закрыт. В 1868 г. Некрасов вместе с Салтыковым-Щедриным возглавили журнал “Отечественные записки” до 1878 г. Вершиной творчества о народе стала его поэма “Кому на Руси жить хорошо?”. В ней созданы незабываемые образы русского народа: Савелия, “богатыря святорусского”, Якима Нагого, Ермила Гирина, Матрены Корчагиной и “народного заступника” Григория Добросклонова. Критический реализм Некрасова всегда был связан с социальной оценкой людей и событий (“Размышления у парадного подъезда”, “Железная дорога”). Он никогда не идеализировал крестьянина, видел его забитость и темноту. Но оптимизм не покидал поэта.

Русь не шелохнется
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая
Встали — не бужены,
Вышли — не прошены,
Жита по зернышку
Горы наношены.
Рать подымается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Ты и убогая!
Ты и обильная,
Ты м забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!

Образы русского крестьянства мы встречаем в творчестве И. С. Тургенева (1818—1883; “Записки охотника”, “Отцы и дети”, “Му-Му”), у Л. Н. Толстого (1820—1910; Е. Маслова “Воскресенье”), в сатирических сказках для взрослых у М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826—1889; “Как мужик двух генералов прокормил”) и т. д.

Русские прозаики этого времени поднимали широчайший круг вопросов общественной и человеческой жизни.

Салтыков-Щедрин резко критиковал крепостников, казнокрадов и взяточников, ханжей и лицемеров, обиравших народ (“История города Глупова”, “Помпадуры и помпадурши”, “Господа Головлевы”).

Живые образы крепостников-помещиков создал И. А. Гончаров (1812—1891) в произведениях “Обыкновенная история”, “Обрыв”, “Обломов”.

Революционная молодежь того времени бредила героями романа Чернышевского “Что делать?” (Рахметов, Кирсанов, Вера Павловна), а также Базаровым из романа Тургенева “Отцы и дети”.

И. С. Тургенев был чутким и внимательным наблюдателем общественной жизни и сумел поднять насущные проблемы современности в таких произведениях, как “Рудин”, “Накануне”, “Новь” и др.

Что такое ссылка знал не понаслышке писатель В. Г. Короленко (1858—1921), который за участие в революционной деятельности был отправлен в ссылку в Якутию (1881—1884). Его замечательные рассказы и повести полны гуманизма (“Сон Макара”, “Слепой музыкант”, “Река играет” и др.).

Крупным явлением не только русской, но и мировой литературы было творчество Ф. И. Достоевского (1821—1881). Ему удалось проникнуть в сложные процессы человеческой психики, в душевные переживания униженного и оскорбленного человека (“Бедные люди”, “Преступление и наказание”, “Записки из Мертвого дома”, “Братья Карамазовы” и др.).

Непревзойденными по силе в мировой художественной литературе явились произведения Л. Н. Толстого. Он сумел отразить жизнь России во всей ее сложности и противоречивости, показать все богатства души русского человека и его мучительные правды и справедливости (“Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресенье” и др.).

Поэзия 2-й половины XIX в. была представлена не только в творчестве Некрасова, книги со стихами которого были настольными у миллионов читателей, но и творчеством великих лириков А. А. Фета (1820—1892), Ф. И. Тютчева (1803—1873), А. К. Толстого (1817—1875), А. Н. Майкова, Я. П. Полонского и др.

Многого стоят короткие четверостишия Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
1869
или
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.
1866
Полно ассоциациями стихотворение Фета
Учись у них — у дуба, у березы;
Кругом зима.
Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне.
Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша,
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
1883

В условиях подъема революционно-демократического движения расцветала сатирическая поэзия в творчестве братьев Курочкиных, Д. Минаева, В. Богданова, объединенных вокруг журнала “Искра”, “Козьмы Пруткова” (А. К. Толстой и братья Жемчужниковы). Их творчество оказывало большое влияние на формирование взглядов молодежи. Вот сатирическое стихотворение В. С. Курочкина (1831—1875) о реакции обывателя на роман “Что делать?”:

Нет, положительно, роман
“Что делать?” нехорош!
Не знает автор ни цыган,
Ни дев, танцующих канкан, Алис и Ригельбош.
Нет, положительно, роман
“Что делать?” нехорош!
Великосветскости в нем нет
Малейшего следа.
Герой не щеголем одет
И под жилеткою корсет
Не носит никогда.
Великосветскости в нем нет
Малейшего следа.
Жена героя — что за стыд!
Живет своим трудом;
Не наряжается в кредит
И с белошвейкой говорит
Как с равным ей лицом.
Жена героя — что за стыд!
Живет своим трудом.
Нет, я не дам жене своей
Читать роман такой!
Не надо новых нам людей
И идеальных этих швей
В их новой мастерской!
Нет, я не дам жене своей
Читать роман такой!
Нет, положительно, роман
“Что делать?” нехорош!
В пирушках романист — профан,
И чудеса белил, румян
Не ставит он ни в грош.
Нет, положительно, роман
“Что делать?” нехорош!

В то время были очень популярны песни и романсы на стихи В. Курочкина и его переводы песен французского поэта-демократа Беранже.

В 1872 г. в Москве выходит “Рассвет” — сборник произведений писателей-самоучек. Душой первого творческого объединения писателей и поэтов из народа был И. З. Суриков. В суриковский кружок входили А. Я. Бакулин, С. А. Григорьев, С. Я. Дерунов, Д. Е. Жаров, М. А. Козырев, Е. И. Назаров, А. Е. Разоренов, И. Е. Тарусин, потом С. Д. Дрожжин. Большинство из них прошло через нужду, через социальные препоны, чтобы получить грамоту и начать заниматься писательским трудом. Их называли “певцами деревни, разлагающейся под ударами новых условий, и певцами столицы, где в ежедневной борьбе теряют силы выходцы из разлагающихся деревень”. В своем творчестве непреднамеренно они соединили традиции поэтов А. В. Кольцова(1809—1842) и Некрасова.

Не корите, други,
Вы меня за это,
Что в своих твореньях
Нет тепла и света.
Как кому на свете
Дышится, живется
Такова и песня
У него поется...
Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета
То и отразится
В песне у поэта.
Песнь моя тосклива...
Виноват в том я ли,
Что мне жизнь ссудила
Горе да печали
1878
И. З. Суриков (1841—1880)

Особую ветвь в некрасовской традиции представляет поэзия революционных народников А. П. Барыковой, Г. А. Мачтета, П. Ф. Якубовича (член революционно организации “Народная воля”, ведет работу среди молодежи, участвует в организации покушения на царя и чиновников), С. С. Синегуба (за работу среди крестьян приговорен к каторжным работам в Сибири), В. Н. Фигнер ( участница народнической организации “Земля и воля”, активный организатор убийства царя, 20 лет провела в одиночной камере Шлиссельбургской крепости), П. Л. Лаврова (дружил с Чернышевским, член организации “Земля и воля”), Н. А. Морозова (редактор органа революционных народников “Земля и воля”, был знаком с Марксом, 25 лет провел в заключении) и др. Их поэзия публицистична, и она использовалась в практически революционных целях и была популярна в народе. Так “Новая песня” Лаврова стала одной из самых популярных среди рабочих:

Новая песня
Отречемся от старого мира!
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры;
Ненавистен нам царский чертог!
Мы пойдем в ряды страждущих братьев,
Мы к голодному люду пойдем;
С ним пошлем мы злодеям проклятья,
На борьбу мы его позовем:
Вставай подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперед!
Богачи, кулаки жадной сворой
Расхищают тяжелый свой труд.
Твоим потом жиреют обжоры;
Твой последний кусок они рвут.
Голодай, чтоб они пировали!
Голодай, чтоб в игре биржевой
Они совесть и честь продавали,
Чтоб ругались они над тобой.
Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперед!
Тебе отдых — одна лишь могила!
Каждый день недоимку готовь;
Царь-вампир из тебя тянет жилы!
Царь-вампир пьет народную кровь!
Ему нужны для войска солдаты:
Подавай же сюда сыновей!
Ему нужны пиры да палаты:
Подавай ему крови твоей!
Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперед!
Не довольно ли вечного горя?
Встанем, братья, повсюду зараз!
От Днепра и до Белого моря,
И Поволжье, и Дальний Кавказ!
На воров, на собак — на богатых!
Да на злого вампира царя!
Бей, губи их, злодеев проклятых!
Засветись, лучшей жизни заря!
Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперед!
И взойдет за кровавой зарею
Солнце правды и братства людей.
Купим мир мы последней борьбою;
Купим кровью мы счастье детей.
И настанет година свободы,
Сгинет ложь, сгинет зло навсегда,
И сольются в едино народы
В вольном царстве святого труда...
Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперед!
1875

В 70—80-е гг. появляется еще одна поэтическая волна в лице С. Я. Надсона, Н. М. Минского, А. А. Голенищева-Кутузова, К. М. Фофанова и др. В их творчестве ощущались настроения гражданской тоскии уныния, характерные для общественной жизни 80-х гг.

Все, что происходило в поэзии в этот период, стало предпосылкой для взлета ее в “серебряном веке”.

Необходимо отметить расцвет литературной критики и публицистики в этот период. (“Современник”, “Русское слово”, “Искра”, “Отечественные записки” и др.) Вождями революционно-демократического просвещения были В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский, которые отстаивали реализм и народность литературы, ее высокое гражданственное назначение. К этому же стремился литературный критик и публицист Д. И. Писарев, но его взгляды были наполнены максималистским нигилизмом. Он утверждал, что нельзя эстетически наслаждаться музыкой или картиной, “когда в обществе есть не только голодные люди, но даже голодные классы...” Большим влиянием во всех сферах русского общества пользовалась первая русская революционная газета “Колокол”, которую выпускали писатель, философ и публицист А. И. Герцен и поэт и публицист Н. П. Огарев. Революционно-демократический “Колокол” издавался в Лондоне (1857—1865), в Женеве (1865—1867).

Огромной популярностью в широких общественных кругах общества пользовались журналы: “Современник” Н. Г. Чернышевского ( закрыт в 1866), “Отечественные записки” Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина (закрыт в 1884). В них печаталось все самое свежее, все самое передовое, начиная от публицистики, критики, кончая литературными произведениями. В 90 -е гг. самым влиятельным среди интеллигенции был журнал “Русское богатство”, выходивший под общей редакцией Н. К. Михайловского, В. Г. Короленко, Н. Ф. Аненского.

Просвещению народа способствовало развитие книгоиздательского дела. Так, издательства К. Т. Солдатенкова, Ф. Ф. Павленкова печатали много полезных и дешевых книг для народа, спрос на которые с каждым годом рос. Главное место в изданиях Солдатенкова занимали книги по истории, социологии и искусству. Павленков издавал популярные серии книг: “Жизнь замечательных людей” (180 книг), “Научно-популярная библиотека для народа” (40 книг), “Иллюстрированная Пушкинская библиотека”, а также в 1872 г. тиражом 3 тыс. экземпляров был издан 1-й том “Капитала” Маркса на русском языке. В 80—90-е XIX в. развернулась деятельность крупных издательств России — А. С. Суворина в Петербурге и И. Д. Сытина в Москве.