Советское искусство в 20—30-е гг.
25 октября (7 ноября) 1917 г. в измученной 1-й мировой войной России, после Февральской буржуазно-демократической революции, произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Наступившие времена стали временами социальных бурь и душевных смятений. Жизнь кардинально менялась, с социальными устоями стали рушиться старые ценности. Кто был ничем, старался стать всем.
Революция внесла принципиальные изменения во взаимоотношения искусства и действительности. Разрушалась относительная замкнутость искусства, оно становилось все более зависимым от идеологической и политической борьбы в обществе. Революция пробудила к творческой деятельности народные массы (до революции были крестьянские поэты, пролетарские писатели) открыла широкие возможности приобщения к искусству. Все более демократическим становился состав читателей, зрителей, слушателей. Нужна была новая культура, отвечавшая историческим задачам рабочего класса, который стал господствующим, а также потребностям новой многомиллионной аудитории. Могла ли выполнить эту задачу русская художественная интеллигенция, которая дала миру шедевры во всех областях искусства? Принять и понять революцию с ее противоречиями между возвышенными идеалами, чистыми побуждениями и средствами их претворения в жизнь (уничтожение классового врага, красный террор и т. д.) смог далеко не каждый. По разным причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты, такие как певец Ф. Шаляпин, композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов, И. Стравинский, балерина А. Павлова, писатели и поэты И. Бунин, А. Куприн, А. Ремизов, М. Цветаева, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, А. Н. Толстой, художник К. Коровин и мн. др. Некоторые уезжали автоматически, случайно, например, популярный исполнитель песен А. Вертинский. Тоска по родине многих заставила вернуться. Это были мужественные люди, ведь нужно было принять установившийся порядок. Вернулись А. Н. Толстой, М. Цветаева, И. Эренбург, А. Куприн, А. Вертинский и др.
Победа большевистской партии в гражданской войне еще больше подняла авторитет партии Ленина в глазах простых людей, а большевики уверовали во всесилие пролетариата и командные методы руководства. Казалось, что военными приемами можно заниматься и хозяйственным строительством.
Советская республика переходила к мирному труду. Положение было тяжелым. Война, террор, насилие голод сократили население страны к 1923 г. на 13 млн. человек, а с учетом снижения рождаемости более чем на 25 млн. человек в сравнении с 1917 г.
Разрушилась прежняя система экономических связей, Россия выпала из системы мировых экономических отношений. Был утрачен громадный производственный и организационный опыт. Стояли заводы и фабрики. Инженерно-технический персонал занял выжидательную позицию. По стране передвигались армии беспризорников. Лозунг: “Грабь награбленное” развращал людей, рухнули понятия “старой” морали. “Новая” мораль, стереотипы поведения создавались всеобщим государственным регулированием. Те, кто этого не понимали и не поддерживали, покидали Россию, среди них было много деятелей культуры.
Всеми силами шло восстановление народного хозяйства и индустриализация экономики, с целью ликвидировать отсталость и зависимость от импорта. Из аграрной страна превратилась в аграрно-индустриальную.
Всеми силами страна ликвидировала неграмотность, сеть новых школ и ликбезов покрыла всю территорию Советской России.
После сворачивания новой экономической политики (НЭП) и смерти Ленина в 1924 г., с приходом к власти И. В. Сталина в стране возобладали командные методы руководства не только экономикой, но и культурой.
Жесткое планирование и регламентация всей жизни превращало человека в орудие государственного аппарата для достижения определенных целей, в “винтик” огромного механизма.
Настоящей трагедией для крестьянина-труженика обернулась коллективизация сельского хозяйства.
Фундамент “светлого будущего” система создавала, не только опираясь на энтузиазм, но и с помощью легальных полукрепостнических (крестьяне не имели паспортов, значит были прикреплены к деревне) и даже рабских форм эксплуатации (строительные работы силами заключенных ГУЛАГА и т. п.).
Приоритет идеологии над хозяйственной и культурной жизнью, попытка всех причесать под одну грeбенку не находили понимания среди многих ученых, писателей, государственных и общественных деятелей, военных, рабочих, колхозников. Таких объявляли “врагами народа” и репрессировали. Дух непримиримости к “врагам народа” воспитывался в школах и поощрялся руководством всех уровней. (Воспитывая сугубо классовый подход, школа не придавала значения общечеловеческим ценностям и гуманистическим идеалам.) Система уничтожала инакомыслящих людей и понятие “свободная личность”. Люди становились в своем большинстве простыми исполнителями, “средними индивидами”. Для искусства был определен “единственно верный” метод творчества — социалистический реализм. Творить позволялось только в его рамках. Творческая личность нужна была системе ровно настолько, насколько она в нее вписывалась. А если не вписывалась… Человек не имел гарантий правовой защиты. Это была трагедия. Она обернулась массовыми репрессиями 1937—1938 гг. Были репрессированы поэт О. Мандельштам, режиссер В. Мейерхольд, актриса, бывшая жена Есенина З. Райх, писатель И. Бабель, многие рапповцы, прошел ГУЛАГ А. Платонов, и др.).
Уничтожалось, перечеркивалось культурное наследие, связанное с православной церковью, начиная от разграбления и разрушения храмов (храм Христа Спасителя в Москве был разрушен в 1931 г.), заканчивая травлей и уничтожением священнослужителей (патриарх Тихон умер в 1925 г. в тюрьме ГПУ).
Но бюрократической системе нужна была интеллигенция, которая бы продемонстрировала всему миру достижения Советской власти в области культуры. Лозунг Сталина “Жить стало лучше, жить стало веселей” должны были подкрепить писатели, композиторы, актеры, певцы. Пристальное внимание стало уделяться музыке, кино, театру. С 1934 г. началась раздача орденов режиссерам, артистам кино и театров, музыкантам. К 1938 г. ордена на одних людей искусства сыпались как из рога изобилия, для других — предназначались ссылки, нары в гулаговских бараках, верная смерть в сибирских лесах, утонченные истязания и расстрелы.
Но искусство продолжало жить и его произведения создавали достойные и талантливые люди.
В культурном процессе 20—30-х гг. выделяются 2 периода. 20-е гг. —
- период относительной свободы в искусстве,
- период существования различных творческих групп и объединений, которые часто были непримиримы друг к другу и стремились себя представить единственными выразителями интересов пролетариата и партии, в которых они видели основных потребителей и ценителей своего революционного искусства.
30-е гг. — период ликвидации разнообразия творческих групп и создания единых Союзов писателей, художников, композиторов, подчиненных единому творческому методу — социалистический реализм. Это период наибольшей идеологизации искусства, которое должно было решать более пропагандистские, чем творческие задачи. Искусство полностью стало зависеть от государства.