Советская живопись в 20—30-е гг.
Первое десятилетие после Октябрьской революции было бурным для изобразительного искусства. Искусство шло в ногу со временем и даже заглядывало в будущее. В 20-е гг. существовало множество групп и группировок, определявших многообразие художественной жизни того времени.
Авангардные течения, оформившиеся в организации, начали абсолютизировать свои достижения перед революцией и господствующим пролетариатом.
Так Казимир Малевич (1878—1935) — член Художественной коллегии отдела ИЗО Наркомпроса в 1919 г. выступил с манифестом “левых беспредметников”, в котором потребовал установления диктатуры левых в области культуры, а супрематизм объявить официальным государственным искусством. Через год он основал группу “Утвердители нового искусства” (Уновис). Городом, в котором воспитывались кадры для нового искусства, был Витебск. Малевич в Витебск переехал по приглашению Шагала для преподавания в Народной художественной школе. В этой связи в Витебске состоялась “1-я Государственная выставка картин местных и московских художников”. Здесь-то и возник Уновис, в который входили учащиеся и преподаватели Народной художественной школы. Ближайшими соратниками Малевича были Лисицкий, Коган, Чашкин, Суетин, Хидекель и др. Уновис проводил активную выставочную и пропагандистскую деятельность в разных городах (Смоленск, Москва). Школа была переименована в Витебский художественно-практический институт, в мае 1922 г. первые выпускники получили дипломы. После этого Малевич и часть Уновиса уехали в Петроград.
С 1924 г. начал свою работу Институт художественной культуры, с 1925 г. он получил статус государственного (Гинхук), этим институтом руководил К. Малевич. В институте был музей, устраивались отчетные выставки. В нем кроме Малевича работали Матюшин, Татлин, Мансуров, Филонов, Пунин и др. Но в скоре подули иные ветры. Сначала закрыли музей, экспонаты передали в Русский музей. Потом вышла погромная статься Г. Серого в Ленинградской правде” от 10 июня 1926 г. “Монастырь на госснабжении”. 15 ноября Малевича освободили от поста директора Гинхука, а в конце года ликвидировали и институт, отделы и сотрудники переведены в Государственный институт истории искусства (ГИИИ). Уезжая за границу в 1927 г., Малевич планировал там остаться, или вернуться еще раз, чтобы продолжить свою блестящую поездку по Европе, но был срочно вызван в СССР, где в 1929 г. был закрыт его отдел в ГИИИ, а осенью 1930 г. его арестовали, продержав некоторое время в тюрьме ленинградского ОГПУ. В 1932 г. ему предоставили безобидную должность руководителя экспериментальной лаборатории в Государственном Русском музее. Его работы продолжали экспонироваться на различных выставках. 15 мая 1935 г. Малевич скончался от болезни, не дожив до самых страшных времен. Вскоре его искусство было забыто и вычеркнуто из истории искусства.
В 20-е гг. большой популярностью пользуются идеи конструктивизма. Его яркими представителями является Эль Лисицкий и Владимир Татлин, которые использовали свои конструкции для оформления спектаклей, городов к празднованию знаменательных дат, а также в производстве. Произведения конструктивистов можно назвать первыми шагами индустриального дизайна.
Большую роль сыграли левые художники в искусстве массовой агитации, работая как плакатисты и художники-оформители. В самое сложное время плакаты появлялись во многих городах республики и на разных языка. В этом жанре работали А. А. Апсит, В. Н. Дени, Д. М. Моор, В. В. Маяковский, М. М. Черемных и др. Маяковский и Черемных создавали знаменитые “Окна Сатиры РОСТА” (1919—1921) (ил. 6). Окна сатиры — это плакаты, сделанные по трафарету (прорезной картон, т. к делались в нескольких экземплярах), и раскрашенные от руки. Как правило, изображение на них сопровождалось стихотворными надписями, соответствующим текущим событиям дня. “Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов”, — так определил смысл “Окон” Маяковский. Плакаты РОСТА были посвящены самым разнообразным фактам и темам. Они призывали собирать грибы для голодающих, бороться против тифозной вши и Врангеля.
Врангель фон.
Врангеля вон!
Врангель враг.
Врангеля в овраг!
Они немедленно откликались на самые злободневные вопросы и факты. Тексты “Окон” отличались простотой и точностью характеристик, идущих от традиций народных лубков и частушек. Типизированные персонажи переходили из плаката в плакат (рабочий, красноармеец, крестьянин, капиталист, поп, кулак).
С военной оперативностью работал Апсит, всего за сутки он создал один из первых советских плакатов “Грудью на защиту Петрограда!” (1919).
В число лучших произведений изобразительного искусства вошел плакат Моора “Ты записался добровольцем?” (1920). Монументальный, выразительный по форме, лаконичный по композиции, предельно точный по мысли, он стал своеобразным памятником революционной эпохе; на зрителя требовательно и в упор смотрит и указывает рукой красноармеец, строгим красным силуэтом выделяющийся на фоне заводских фабричных труб. С особой силой и выразительностью мастерство художника проявилось в плакате “Помоги!” (плакат посвящен голоду в Поволжье). Здесь употреблено только 2 цвета: на черном фоне изображен резко контрастным белым цветом старик-крестьянин, взывающий о помощи. Плакат безошибочен по силе и убедительности производимого впечатления. В мирное время в плакатном искусстве появились темы ликбеза, ударного труда, крупных строек таких, как Днепрогэс, Магнитка и т. д.
Яркие творческие процессы в изобразительном искусстве получили отражение в деятельности наиболее значительных групп:
- АХРР,
- ОСТ,
- “4 искусства”,
- ОМХ.
Ассоциация художников революционной России (АХРР) возникла в1922 г., 1928 г. была переименована в АХР (Ассоциация художников революции). Ядро АХРР сложилось главным образом из участников Товарищества передвижных Выставок. В Декларации АХРР 1922 г. говорилось, что художники обязуются документально изображать исторически величественный момент истории; будут писать быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда.
Художники АХРР сыграли большую роль в приближении живописи к запросам массового зрителя той поры. Они использовали бытописательский язык позднего передвижничества. АХРР организовала несколько выставок, среди них “Жизнь и быт рабочих”, 1922, “Жизнь и быт Красной Армии”, 1923, “Революция, быт и труд” (1924—1925), “Жизнь и быт народов СССР”, 1926. Художники работали в разных уголках страны, на фабриках, заводах, деревнях и т. д.
Среди художников АХРРР выделяется творчество И. И. Бродского (1883—1939). Широкую известность приобрели его полотна, посвященные деятельности В. И. Ленина. “Выступление Ленина на Путиловском заводе” (1929), “Ленин в Смольном” (1930). Художественное значение картин Бродского снижали сухой натуралистический колорит и эмпирическая трактовка событий.
В этой же группе работал интересный мастер портрета-картины Г. Г. Ряжский (1895—1952), который запечатлял характерные образы того времени (“Делегатка”, 1927, “Председательница”, 1928).
Среди портретистов выделяется творчество С. В. Малютина (1856—1937; “Портрет Д. Фурманова”, “Портрет А. В. Луначарского”, “Портрет В. Бялыницкого-Бирули”).
Особое место занимает творчество М. Б. Грекова (1882—1934). Он стал основоположником батального жанра в советском искусстве. Унаследовав традиции Верещагина, он сам принимал участие в походах 1-й Конной армии и писал эти походы. Герои его картин — это люди из народа (“Тачанка”, 1925, “На Кубань”, 1934, “Трубачи Первой Конной армии”, 1934). Греков был инициатором возрождения искусства панорамы и диорамы. Созданная студия военных художников была названа его именем.
Общество станковистов (ОСТ) организовалось в 1925 г. и включало в себя творческую молодежь, выпускников первого советского художественного вуза Вхутемаса (Всесоюзные художественно-технические мастерские). Их основным лозунгом была борьба за возрождение и дальнейшее развитие станковой картины на современную тему или современным содержанием. Задачи были похожи на задачи ахровцев, но творческие устремления значительно отличались. Остовцы стремились изображать качественные изменения новой эпохи, индустриализацию отсталой России. Их основными темами были индустриализация, город, человек в городе, массовый спорт (футбол, теннис, спортивные соревнования, кроссы, гимнастика и т. д.). Значительно отличался и выразительный язык, он был обращен к традициям европейского экспрессионизма с его динамизмом и остротой, к традиции плаката и кино, обладающих способностью острого и экспрессивного воздействия на зрителя. Станковые картины остовцев тяготели к монументализму благодаря пафосу и особенностям построения композиции, где сюжет — лишь часть бесконечности. Новаторство остовцев наиболее ярко выразилось в таких картинах, как “Оборона Петрограда” А. Дейнеки, “Тяжелая индустрия” Ю. Пименова, “Шар улетел” С. Лучишкина.
Пожалуй, самое заметное место принадлежит творчеству Александра Дейнеки (1899—1969). Названия его работ выявляют его пристрастия “На стройке новых цехов”, (1925), “Перед спуском в шахту”, 1924, “Футболист” (1924), “Текстильщицы” (1926). Дейнека работал в журналах “Безбожник у станка”, “У станка”, “Прожектор”, “Юность” и др., делая злободневное оформление.
Центральным произведением Дейнеки остовского периода является картина “Оборона Петрограда” (1928) (ил. 9). Дейнека воплотил в картине своеобразие своего стиля. Средства выразительности свел к минимуму, но от этого они стали весьма активными и деятельными.
Внизу группа рабочих движется на фронт, вверху по мосту навстречу движутся раненые. Рисунок и фигуры предметов у Дейнеки упрощен, но живописен. Художник прибег к деформации ради усиления впечатления. Его образы типизированы, подвергнуты обобщению ради выразительности. Цветовая гамма проста, аскетична, даже схематична. Но в этой суровости живет время, эпоха.
Общество “4 искусства” объединило живописцев, скульпторов, графиков и архитекторов старшего поколения, творчество которых сложилось в дореволюционное время. Своей главной задачей они считали сохранение культурных традиций. “4 искусства” возникло в 1925 г. Наиболее видными членами общества были К. С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян, П. Кузнецов, В. А. Фаворский, Н. П. Ульянов, К. Н. Истомин.
Творческая манера Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878—1939) сложилась в начале ХХ в. Его, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1905) класса В. А. Серова, а также прошедшего студию А. Ажбе в Мюнхене (1901) и частные мастерские в Париже (1905—1908), привлекали древнерусская икона и Раннее итальянское Возрождение. Первой картиной, в которой чувствуется его стиль, была картина “Купание красного коня” (1912; “Красный конь” — символ кипучей энергии, могучей, сдерживаемой человеческой силы). В сложной духовной атмосфере тех лет картина воспринималась как предчувствие исторических перемен.
В эти же годы Петров-Водкин разработал основные принципы композиционного, перспективного и цветового построения своих картин. Художник отказался от классической перспективы и заменил ее сферической. При сферическом построении пространства живописец использует несколько точек зрения, к центру наклоняет вертикальные композиционные оси, разворачивает картины к зрителю. Таковы композиции картин “Полдень. Лето”, “Утренний натюрморт”, “Натюрморт с самоваром” и др.
Своеобразен и колорит картин Петрова-Водкина. Его картины, похожие на фрески, написаны с помощью трех основных цветов — красного, желтого и синего.
После октябрьской революции художник стремится постичь перемены, происходящие в судьбе страны. Его произведения “1918 год в Петрограде” (“Петроградская мадонна”), “После боя” (1923), “Смерть комиссара”, “Оборона Петрограда” (обе 1928) пронизаны суровым пафосом революционной борьбы, готовность самопожертвования за великие идеалы революции. Особой философичностью отличается картина “Смерть комиссара”, его комиссар — это человек, и в жизни и в смерти совершающий подвиг во имя человечества.
В портрете художник глубоко раскрывает духовный мир модели (портрет поэтессы Анны Ахматовой, автопортрет).
В 30-е гг. наступают иные времена, появляются новые мотивы тревожного ожидания “черного воронка” (“Тревога”, 1935).
Мартирос Сергеевич Сарьян (1880—1972), ставший главой живописной школы советской Армении (с 1920 г. навсегда поселился в Ереване), остался верен декоративному видению мира, ярким и солнечным пейзажам родины. “Цвет — это все. Настоящее чудо. Цвет должен выражать живущее в нас понимание сущности жизни”, — говорил Сарьян. В 20-е гг. Сарьян пишет пейзажи и портреты (“Горы”, “Сбор винограда”, “Дети и фрукты”, “Моя семья” и др.), а также многочисленные натюрморты с изображением фруктов, цветов блистательными жизнерадостными красками.
Сарьян оставил нам галерею блистательных портретов деятелей культуры: поэтессы А. Ахматовой, Балерины Г. Улановой, актера и режиссера Р. Симонова, поэта Н. Тихонова, украинской художницы Т. Яблонской и др.
Общество московских художников (ОМХ) организовалось в 1927 г. Многие члены общества сблизились еще в предреволюционные годы в группе “Бубновый валет”. Наиболее активными художниками ОМХ были П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, А. Куприн, Р. Фальк, В. Рождественский, С. Герасимов, И. Грабарь. По программе были близки к “4 искусствам”.
В 20-е гг. идет процесс становления национальных школ живописи во всех республиках, входящих в состав СССР.
В 30-е гг. ситуация меняется. Согласно постановлению ЦК партии от 23 апреля 1932 г. ликвидируются все ранее существовавшие художественные группировки в республиках, областях и городах создаются союзы художников, подчиненные общей государственной идеологии (общий СХ СССР был создан в 1957 г.).
Появляется понятие метода социалистического реализма. Развернутое определение социалистического реализма дал М. Горький на 1-м Всесоюзном съезде писателей СССР в 1934 г. В нем указывалось, что метод социалистического реализма подразумевает творческое использование наследия мирового реалистического искусства, предполагает глубокую связь произведения искусства с современной действительностью, активное участие искусства в социалистическом строительстве. В социалистическом реализме должны сочетаться героическая романтика, реалистическая действительность, гуманизм критического реализма.
В 30-е гг. утверждается идея искусства, национального по форме и социалистического по содержанию. Расширяется практика государственных заказов и творческих командировок художников на важные строительные объекты, на общие плэнеры и т. д. Организуются и проходят крупнейшие выставки: “15 лет РККА”, “20 лет РККА”, “20 лет ВЛКСМ”, “Индустрия социализма”, “Выставка лучших произведений советской живописи” и др.
Одним из наиболее значительных представителей живописи этого периода становится художник Борис Владимирович Иогансон (1893—1973). Традиции Сурикова и Репина применяет в картинах “Допрос коммунистов” (1933) и “На старом уральском заводе” — эти картины стали классикой искусства социалистического реализма.
Большое место в этот период занимает творчество Сергея Васильевича Герасимова (1885—1964), многообразного по темам и жанрам. В его наследии есть и исторические произведения “Клятва Сибирских партизан” (1933), и портреты “Колхозный сторож” (1933), и жанровая живопись “Колхозный праздник” (1937).
Певцом советского крестьянства можно назвать Аркадия Александровича Пластова (1893—1973; “Купание коней”, “Колхозный праздник” (1937), “Колхозное стадо”, 1938 и др.).
Несколько смягчается живописная манера Дейнеки (“Мать”, 1932, “Обеденный перерыв в Донбасе”, 1935, “Будущие летчики”, 1938), а также разворачиваются тематические рамки его живописи в результате поездок в США, Францию, Германию и Италию.
Плодотворно развивается портретный жанр в творчестве П. Кончаловского, И. Грабаря и М. В. Нестерова, работы которого являются вершиной развития портретной живописи. В числе наиболее значительных произведений Нестерова — портреты художников — братьев Кориных, 1930, скульптора И. Д. Шадра 1934, академика И. П. Павлова, 1935, хирурга С. С. Юдина, 1935, скульптора В. И. Мухиной, 1940. В портрете Нестеров продолжил традиции В. Серова.
Интересно и близко к Нестерову творчество Павла Дмитриевича Корина (1892—1971). Воспитанный в среде палехских живописцев, свой творческий путь он начал с писания икон. В 1911 г. по совету Нестерова поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В творческом развитии и творчестве большую роль сыграл Горький, с которым художник познакомился в 1931 г. Горький помог Корину осуществить поездку за границу для изучения лучших памятников мирового искусства. Поэтому не случайно галерея коринских портретов артистов, ученых, писателей открывается с портрета Горького (1932). Для этого портрета, как и для других характерна, суровая гамма с обилием темно-серых, темно-синих тонов. Эта гамма выражает эмоциональные качества натуры самого художника. В 30-е гг. он создает портреты актеров Л. Леонидова, В. Н. Качалова, художников Нестерова, Сарьяна, Гуттузо, писателя А. Н. Толстого, ученого Н. Ф. Гамалея.
В 30-е гг. обязательным звеном всей художественной жизни была монументальная живопись, она сопутствовала рождению советской архитектуры, а также новой традиции украшать города к новым праздникам.
Много сделали в монументальной живописи Е. Е. Лансере (бывший член “Мира искусства”), он расписал ресторанный зал Казанского вокзала (1933), Дейнека создал мозаики на тему спорта на станции метро “Маяковская” (1938), В. А. Фаворский расписал Дом охраны матери и младенчества (1933), Дом моделей (1935). Площади и улицы к праздникам 8 Марта, 7 Ноября, 1 Мая украшались во всех городах, в этом принимали участие и знаменитые художники (Петров-Водкин, Кустодиев, Лансере, С. В. Герасимов и др.), писавшие большие панно и делавшие эскизы для оформления площадей и улиц столичных городов. Таким образом, они участвовали в деле монументальной пропаганды.
Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы — наши кисти.
Площади — наши палитры.
Эти строки Маяковского можно отнести и разделу “Скульптура”.