Советская архитектура в 20—30-е гг.

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

Преобразования в архитектуре начались с того, что изменялось назначение старых архитектурных объектов, созданных в дореволюционное время. После национализации многоквартирные жилые дома, дворцы, усадьбы превращались в рабочие клубы, музеи, общественные учреждения, поликлиники, детские сады, жилые квартиры трудящихся.

После окончания гражданской войны появилась возможность строительства. В течение восстановительного периода в 1921—1926 гг. было построено 285 промышленных предприятий, среди них несколько электростанций согласно плану ГОЭРЛО (электрофикации России).

В 20-е гг. был положен конец стихийной застройке городов, так как исчезла частная собственность на землю. Были разработаны планы упорядоченного развития больших городов (Москва, Ленинград, Баку, Ереван и др.).

В этой связи создавался стиль советской архитектуры. Он имел 3 основных истока:

Традиционная архитектура основывалась на традиции классической архитектуры. Ее представляли архитекторы И. Жолтовский, А. Таманян, И. Фомин и А. Щусев.

Рационалисты, среди них наиболее известные Н. А. Ладовский и К. Мельников, главное внимание уделяли проблеме художественного образа архитектуры. Свои искания они сосредоточили на широком применении новейших строительных материалов и конструкций. Ладовский в числе первых в мировой архитектуре ХХ в. выдвинул проблематику рациональных основ восприятия архитектурной формы. Мельников применял элементы мобильной формы для проекта памятника Колумбу (1929). Сооружение было снабжено стабилизатором, с помощью которого оно могло поворачиваться ветром в ту или иную сторону. Конусообразный верхний элемент композиции позволял собирать дождевую воду, которая использовалась для вращения скульптуры Колумба, стоящего внутри нижнего конуса. По замыслу автора, движение памятника и скульптуры должно было олицетворять композиционное слияние памятника с природой через ритмы ее изменений.

Конструктивисты, считая, что главная задача художника не изображать предметный мир, а “конструировать” его, настаивали на том, что форма здания должна диктоваться его функциональным назначением, применяемыми материалами и строительными конструкциями. Они не требовали нового архитектурного оформления, а требовали соответствия архитектуры новым социальным условиям и новой строительной технике. Среди конструктивистов наиболее видными были М. Я. Гинзбург, братья Весины — Леонид Александрович, Виктор Александрович, Александр Александрович и И. Леонидов.

Поиски нового не обходились без творческих неудач: унылая строчная застройка, не учитывающие реальных условий жизни “дома-коммуны”, протекающие плоские крыши, неприглядный вид простых архитектурных форм из-за некачественных строительных материалов — все это дискредитировало новую архитектуру и побуждало отдать предпочтение старой.

В середине 20-х гг. начались творческие поиски примирения теоретических позиций и практики конструктивистов и рационалистов. Началось крупномасштабное строительство. За годы первой пятилетки (1929—1932) в СССР было построено свыше 1500 новых промышленных предприятий и сооружений, среди них такие объекты, как Днепровская ГЭС (архитекторы — братья Веснины), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, “Уралмаш” в Свердловске, тракторные заводы в Харькове, Волгограде, Челябинске, автомобильные — в Москве и Горьком, сельскохозяйственного машиностроения — в Ростове. С этим было связано и массовое жилищное строительство, вырастали новые города: Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Хибиногорск, Караганда, Березники, Днепродзержинск и др. История не знала таких темпов градостроительства, в эти годы было заложено около 100 новых городов. Реконструировались старые города (Новосибирск, Баку). Но практическое развитие городов осуществлялось в силу действия объективных обстоятельств, нередко действительность сильно отличалась от проектов в худшую сторону. Жилые массивы рабочих поселков находились в непосредственной близи от предприятий, что не соответствовало санитарным нормам.

В связи с введением в эксплуатацию большого объема жилья в1929—1932 гг. сформировался новый тип жилища — многоквартирный секционный жилой дом в 4—5 этажей.

В связи в введением в 1930 г. всеобщего обязательного обучения детей возводилось много школ со спортивными залами, классами-лабораториями, учебными мастерскими, чего не было в дореволюционные времена.

В 20-е гг. архитекторы разработали новый тип общественного здания для проведения культурно-просветительских мероприятий—рабочий клуб (Дворец культуры Московского автомобильного завода им И. Лихачева, архитекторы братья Веснины; пять клубов им. Русакова, Горького, Фрунзе, “Каучук”, “Буревестник” архитектора К. С. Мельникова).

В сооружениях 1-й пятилетки часто остекление зданий преобладало над стеновыми поверхностями, в этом проявилось неумеренное увлечение западной архитектурой, в частности идеями Ле Корбюзье и “Баухаузом”.

Уникальность представляет собой Мавзолей В. И. Ленина, созданный по проекту А. Щусева. Это гробница, это памятник и правительственная трибуна во время праздничных демонстраций, которые проходили на Красной площади в Москве, это, наконец, архитектурно-композиционный центр ансамбля площади.

Ко дню похорон Ленина был построен временный деревянный Мавзолей. Затем сооружен более капитальный деревянный, который через 5 лет заменили на каменное здание (1929—1930) из железобетона и кирпича с облицовкой из красного кварцита и черного лабрадора.

В начале 30-х гг. произошли перемены в стилевой направленности советской архитектуры. Разнохарактерность творческих течений сменилась консолидацией архитектурно-профессиональных традиций. Событием, ознаменовавшим этот поворот, послужил конкурс на проект Дворца Советов в 1931—1933 гг. На конкурс было представлено множество проектов советских и иностранных архитекторов самых различных стилей и направлений. Составление проекта было поручено в конечном счете группе архитекторов (Б. Иофан, В. Щуко, В. Гейлфрейх). Проект был выполнен в 1935 г., он представлял собой грандиозное сооружение для съездов, конференций и сессий, главный зал которого вмещал 20 тыс. человек, театр — 6 тыс. человек и т. д. Здание, выполненное с привлечением традиционных принципов, представляло собой постамент для громадной статуи В. И. Ленина, оно должно было стать величественным памятником эпохи строительства социализма. Дворец Советов не был построен, работы приостановила начавшаяся война.

После известного постановления ЦК партии была ликвидирована разрозненность архитекторских обществ, вместо них был создан Союз советских архитекторов (1932). В 1937 г. состоялся I съезд Союза советских архитекторов, на котором был принят Устав Союза и определены задачи, подчеркивалась важность решения идейно-художественных проблем. Архитектурные сооружения должны были носить пропагандистский характер. Возобладали позиции традиционалистов, видевших путь социалистического зодчества в создании монументальных архитектурных образов и в использовании архитектурных приемов прошлого, что имело в определенном смысле отрицательные последствия. Проектировщики все большее внимание уделяли внешне-показной стороне архитектуры, постепенно нарастало украшательство.

30-е гг. 2-й и 3-й пятилеток были временем напряженного строительства. Возникли промышленные гиганты на Урале, в Донбасе, в Средней Азии, реконструировались старые предприятия, расширялись построенные в 1-й пятилетке. Градостроительство делало рекорды. С 1928 по 1940 г. возникло более 200 городов (не считая поселков городского типа).

Со второй половины 30-х гг. в практику начали внедряться скоростные методы возведения зданий и сооружений, механизация тяжелых и трудоемких работ. Но это приобрело не всеобщий характер, продолжали оставаться проблемы нехватки строительных механизмов, эффективных строительных конструкций, и это косвенно способствовало укреплению позиций сторонников традиционной архитектуры. Но были настоящие достижения инженерного искусства — это купол Московского планетария (1928) пролетом в 28 м, купол театра в Новосибирске (1939—1943) при пролете 55 м имел толщину 6 см, павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937, архитектор Б. Иофан, скульптор В. Мухина) и др.

В жилищном строительстве был отработан тип современной квартиры.

В 1933—1941 гг. строилось много зданий общественного назначения, введено в действие свыше 24 тыс. школ, детских садов и яслей, а также большое количество больниц и поликлиник.

Интенсивно велись поиски прогрессивных путей архитектурно-строительного дела. В этот период определилась рациональная планировка и был выработан состав помещений для зданий разного назначения — производственных, жилых, общественных (типовые проекты). Благодаря этому стал возможен поточно-скоростной метод возведения жилых домов: специализированные рабочие бригады последовательно переходили с одного объекта на другой по мере завершения соответствующих работ; это был своего рода конвейер, подчиненный единому графику работ.

Начало внедряться блочное строительство из готовых кусков стены весом в 1,5—3 т, изготовленных на предприятиях строительной индустрии. Многоэтажные блочные дома возводились по 5—6 месяцев (из кирпича 2—3 года). Однако блочных домов в довоенное время было немного.

Во 2-й половине 30-х гг. прошла широкомасштабная реконструкция Москвы, в центральной части города снесены были малоценные постройки, расширены улицы, центр стал просторнее и масштабнее; улучшена транспортная система за счет строительства мостов через Москва-реку, канала Москва — Волга (1932—1937) и метрополитена (первая очередь — 1932—1935, вторая очередь — 1936—1938). Грандиозность и украшательство чувствовалось при оформлении станций метро. Каждая станция имела индивидуальный облик, такая архитектурная насыщенность была не только идейно значима, но и создавала психологический комфорт, преодолевала ощущение подземности.

Реконструировались и другие столицы союзных республик, в них строились общественные здания, так во всех столицах были построены Дома правительств и Дома Советов.

Стремление к эмоциональной приподнятости образа к грандиозности было характерно для архитектуры 2-й половины 30-х гг. В поисках новых идей архитекторы использовали старые, проверенные архитектурные приемы. Например, в Москве увлекались характерными мотивами итальянского ренессанса, в Ленинграде создавали композиции в духе русского классицизма, а в республиках возрождали разнообразные приемы национального зодчества в эклектическом смешении с классическими формами.

Попытки использования архитектурного наследия на уровне внешнего декоративного применения архитектуры прошлых эпох, украшения фасадов и интерьеров приводили к созданию архаизированных образов.