Литература БССР в 20—30-е гг.
20-е гг. в литературе Беларуси — это годы творческих поисков и споров, возникновения и деятельности различных литературных групп. Многочисленным было движение писателей-молодняковцев, объединившихся вокруг журнала “Маладняк”, который начал выходить с весны 1923 г. под руководством Михася Чарота.
В литературное товарищество “Маладняк” входили Андрей Александрович, Адам Бабарека, Анатоль Вольный, Алесь Дудар, Язеп Пуща, Михась Чарот. Ряды молодняковцев быстро росли и вскоре пополнились писателями старшего поколения, такими как Янка Журба, Владистав Голубок, Алесь Гурло и др. В сентябре 1925 г. товарищество насчитывало 507 членов из разных городов Беларуси, были филиалы в Москве и Смоленске. Товарищество стояло на официальной большевистской идеологии, провозгласило своей целью осуществлять в белорусском художественном творчестве идеи марксизма-ленинизма, без пережитков наследия прошлого. Но не все члены “Маладняка” разделяли подобные взгляды.
В мае 1926 г. Владимир Дубовка, Я. Пуща, Кузьма Черный, А. Бабарека, З. Бядуля, Кондрат Крапива (всего 50 человек) вышли из товарищества и создали группу “Узвышша”. В 1927 г. еще несколько групп откололось от товарищества, создав свои группы “Проблiск”, “Беларуская лiтературна-мастацкая камуна” (футуристическая группа) и “Полымя”, куда вошли организаторы “Маладняка” Чарот, Зарецкий, Александрович, Дудар. Между “Маладняком” и новыми объединениями велась идеологическая борьба по поводу вопроса национально-культурного строительства и партийного руководства творческой жизнью.
Но осенью 1928 г. “Проблiск” и “Беларуская лiтературна-мастацкая камуна” вернулись в ряды молодняковцев, так как Всебелорусский съезд “Маладняка” объявил себя первым съездом Белорусской ассоциации пролетарских писателей (ассоциация имела русскую, польскую, еврейскую и литовскую секции). Вскоре белорусская ассоциация вошла во Всесоюзную, тем самым укрепив руководство творчеством из Москвы.
Творчество без партийного руководства проповедовали члены объединения “Узвышша”, их журнал под одноименным названием был очень популярен в 20-е гг. Их независимая политика от партийных структур была названа буржуазным национализмом. На многих писателей начались гонения. В конце 1931 г. эта организация объявила о самороспуске.
В 20-е гг. творили поэты и писатели старшего и молодого поколения, работы которых отражали современную жизнь и полюбились читателям.
В 30-е гг. литературная жизнь была омрачена гонениями на писателей по сфабрикованному делу о “Союзе за освобождение Беларуси”. В 1931 г. якобы за принадлежность к “Союзу” было осуждено 90 человек работников культуры, науки и искусства. Среди них народный комиссар просвещения А. В. Балицкий, заместитель директора издательства “Беларусь” П. В. Ильючонок. Роль руководителя “Союзом” отводилась народному писателю Янке Купале. Но поэт не дал спровоцировать себя, и, вернувшись домой, предпринял попытку самоубийства в 1930 г. Это всколыхнуло общественность и не позволило партийным властям провести показательный суд над остальными арестованными.
Постепенно маховик репрессий набирал обороты, даже преподавание на белорусском языке квалифицировалось как “нацдемовщина”. Массовые аресты привели к тому, что в 1938 г. литераторы находились в состоянии творческой депрессии и моральной подавленности. Поэт-демократ, основатель критического реализма в белорусской литературе Ф. К. Богушевич был назван “кулацким поэтом”, писатель М. И. Гарецкий — контрреволюционером.
В лагерях и тюрьмах погибли более 50 писателей, в том числе те, кто стоял у колыбели современной белорусской литературы, — Максим Гарецкий, Владислав Голубок, Михась Чарот, Михась Зарецкий, Алесь Дудар, Платон Галавач и др.
29 октября 1937 г. — черный день для белорусской культуры. В этот день трагически оборвались жизни сразу нескольких замечательных писателей Беларуси. Был расстрелян Михась Чарот, обвиненный в шпионаже и связи с эмигрантами, в этот же день были расстреляны А. Дудар, М. Зарецкий, П. Галавач, А. Вольный, В. Каваль, В. Сташевский, В. Макаров, Изи Харик, на следующий день оборвалась жизнь писателей Я. Неманского, Ю. Лявонного, Т. Кляшторного.
В то же время в 1939 г. по указу Президиума Верховного Совета СССР 132 писателя были награждены правительственными наградами, среди них 7 уцелевших писателей БССР, среди них Я. Купала, Я. Колас, З. Бядуля, М. Лыньков, Э. Самуйленок, П. Бровка и П. Глебка. Политика “кнута и пряника” была характерна для партийно-государственных структур того времени.
Несмотря на такое положение дел культура продолжала развиваться. Был создан Союз писателей. В условиях единого творческого метода социалистического реализма среди идеологической и пропагандистской литературы, выдающей желаемое за действительное, встречались высокохудожественные произведения: поэмы “Крыўда” (1931), “Хлопцы апошняй вайны” (1940) А. Куляшова, роман “Вiленскiя камунары” (1932) М. Гарецкого, повесть “Адшчапенец” (1930—1931) Я. Коласа и др.
После присоединения Западной Беларуси в Союз писателей БССР пришло 20 новых членов, среди них Максим Танк, Нина Тарас, Михась Василек и др. На начало 1941 г. Союз писателей БССР насчитывал 74 человека.