Театр БССР в 20—30-е гг.
Еще весной 1917 г. было создано Первое белорусской товарищество драмы и комедии, которое действовало до середины 1920 г. под руководством Флариана Ждановича, именно на базе участников этого товарищества будет создан Белорусский государственный театр в 1920 г. Товарищество ставило пьесы Купалы, Голубка, который пришел в него как актер и режиссер. Параллельно с товариществом выступала труппа “Белорусского народного театра” под руководством Франтишка Аляхновича. После освобождения Беларуси от поляков Аляхнович уехал в Вильно.
В сентябре 1920 г. состоялось открытие Первого Белорусского государственного театра (Белорусский академический театр им. Я. Купалы”). На открытии давали “Рысь” Э. Ажешки, “Свадьбу” Чехова и еврейскую пьесу “Люди” Шолом-Алейхема. С первых же постановок в театре присутствовал национальный репертуар из произведений Я. Купалы, Е. Мировича (“Машэка”, “Кастусь Каліновскi”, “Каваль-ваявода”. Этот театр одновременно являлся и центром музыкальной жизни, он имел хор, симфонический оркестр и балетную труппу. Этими силами проводились симфонические концерты и музыкальные спектакли. Руководил театром Е. Мирович. В этом театре выросли талантливые актеры национальной сцены, среди них, такие как Ольга Галина, Глеб Глебов, Генрих Григонис, Владимир Крылович, Екатерина Миронова, Борис Платонов, Лидия Ржецкая, Владимир Владимирский и др.
В августе 1920 г. в Минске открылся театр под руководством В. Голубка, который в 1926 г. был переименован в Белорусский государственный передвижной театр. Среди первых актеров театра были В. Голубок, его жена Ядвига Александровна, белорусские писатели А. Дудар, В. Сташевский, М. Чарот и др. Спектакли, которые давались по всей Беларуси, были яркими, с национальными музыкой, песнями, танцами. Театр пользовался любовью у зрителей, а Голубку в 1928 г. было присвоено звание народного артиста БССР, первому в республике.
Для подготовки актеров в сентябре 1921 г. в Москве была основана белорусская драматическая студия. В 1926 г. студию закончили 34 человека. На базе этого выпуска был создан Второй Белорусский государственный театр в Витебске (театр им. Я. Коласа). В его труппу вошли такие актеры, как Янина Глебовская, Александр Ильинский, Алена Лаговская, Павел Молчанов, Константин Санников, Стефания Станюта и др. Театр ставил пьесы В. Дунина-Марцинкевича, К. Каганца, М. Грамыки, Я. Купалы и др. Не нужно говорить, что в государственных театрах осуществлялся прямой контроль со стороны партийных органов. Театрам необходимо было выполнять все рекомендации сверху, среди которых было требование ставить пьесы русских авторов в переводе на белорусский язык (“Разлом” Лавренева, “Бронепоезд 14—69” Вс. Иванова и др.). Постепенно национальный репертуар стал вытесняться идеологически “правильными” пьесами.
В начале 30-х гг. расширилась сеть театров по направленности и географии. Создаются ТРАМы (театры рабочей молодежи), ТЮЗы (театры юного зрителя), кукольные театры, чуть позже стали возникать колхозно-совхозные театры, Театр музкомедии и т. д. Массовый характер стала приобретать художественная самодеятельность и драматическая в том числе. В 1935 г. статус государственных имели 3 белорусских театра (в Минске, Витебске и Гомеле), еврейский театр в Минске, польский передвижной театр в Минске, русский театр в Бобруйскае, детский театр в Минске, театр рабочей молодежи.
В 30-е гг. в национальную драматургию приходят Рыгор Кобеў, Виталь Вольский, Илья Гурский, Михась Климович и др. Венцом всего сделанного драматургами была сатирическая комедия Кондрата Крапивы “Хто смяецца апошнiм” (1939).