Живопись БССР в 20—30-е гг.

Культурная жизнь в Белорусской Советской Социалистической республике (БССР) в области изобразительного искусства была похожа на общесоюзную: творческая инициатива развивалась в самых разных направлениях, много спорили, экспериментировали, кто-то вдали от реальной жизни, кто-то впрямую завися от современных событий и фактов.

Знакомство с современным искусством началось с агитационно-политических плакатов, которые привозились в Беларусь из России и Украины, а потом стали изготовляться в Витебске силами УНОВИСА. Грандиозное убранство было сделано в Витебске в 1918 г. и 1919 г. в честь годовщины Октябрьской революции под руководством Марка Шагала, который здесь работал комиссаром по делам искусства. С 1920 г. Витебск оформлялся супрематическими росписями К. Малевича и уновистами. Это были панно (у Шагала с изображением лошадей, коз, конников с трубами, яростного крестьянина, поднявшего над головой дворец "Мир избам, война дворцам" и т. д.; у уновистов геометрические композиции с противостоящими цветами черным и красным, красным и белым и т. д.) лозунги, выполненные на ткани. Оформление делали и реалисты Ю. Пэн, С. Юдовин, Я. Минин. Украшались к знаменательным датам и другие города.

В послереволюционное время создаются многочисленные студии изобразительного искусства, но они давали лишь самые первые навыки рисования и живописи. В Минске были открыты художественно-производственные мастерские, которые делали все, что умели, писали портреты, плакаты, лозунги, игрушки и гобелены.

Проходят различные художественные выставки, среди них и Всебелорусские (1925, 1927, 1929 и т. д.).

Создаются и объединения художников, в 1927 г. создается Всебелорусское объединение художников, в 1928 г. оно было реорганизовано в Революционную ассоциацию художников Беларуси.

На государственном уровне культурой Беларуси руководил Главполитпрос с отделами театра, кино, музыки и изобразительного искусства. Отделом ИЗО руководил М. Станюта.

Доминирующее место в сюжетах картин 20-х гг. занимали темы революции, гражданской войны и строительства социализма.

Основателем белорусской исторической живописи выступил Валентин Викторович Волков (1881—1964), ученик В. Я. Савицкого в Петербургской Академии искусств. В его творчестве тема революции находила яркое отражение ("Баррикады", 1923, "Партизан", 1928 и др.).

К концу 20-х гг. появляются изменения идейного характера в творчестве живописцев старшего поколения: М. Станюты, Г. Виера, Я. Кругера, М. Филиповича и др. Кругер обращается к злободневности ("Школа беспризорников", 1927, "Детская колония", 1930 и др.).

Удивительные произведения по настроению и динамике выходят из-под кисти Михаила Матвеевича Филиповича (1896—1947), который учился у К. Коровина и прошел увлечение абстракционизмом Малевича. Он обращается к истокам народного творчества ("На Купале", "Весенний праздник", 1922, "Народное гулянье", 1921, "Обработка льна", 1928). С конца 20-х гг. у Филиповича появляется новый герой — человек из народа ("Женщина в намитке", 1928). Филипович вел активную общественную работу по созданию советского белорусского искусства, В 1921 г. в Минске он открыл свою мастерскую и создал кружок "Свободная академия М. М. Филиповича", сюда приходили художники, чтобы писать с натуры, обсуждать многочисленные проблемы и вопросы.

Рабочему классу Минска посвящал свои работы Михаил Петрович Станюта (1881—1974), ученик А. Архипова и Касаткина в Московском училище. ("Завод стекла", 1924, "Бетонщики", 1927, Строительство университетского городка", 1928, "Литейный цех", 1931). Выразительны и глубоки его портреты ("Портрет художника М. Филиповича", 1925, "Портрет дочери", 1923).

Начало историко-революционной тематике положили работы Ивана Осиповича Ахремчика (1903—1971; "I съезд РСДРП в Минске", "Подписание манифеста о создании БССР").

В славной традиции передвижников продолжает работать Юрий Пэн ("Автопортрет", 1922, "Сапожник-комсомолец", 1925 и др.).

Слабее, чем портретная и сюжетно-тематическая живопись был развит жанр пейзажа. Почти каждый живописец обращался к этому жанру эпизодически.

Особо следует сказать о творчестве Владимира Николаевича Кудревича (1884—1954), получившего образование до революции в Лиепаи, в Латвии, писавшего в основном пейзажи ("Ранняя весна", "Вечер"). В его картинах ощущается влияние французских импрессионистов.

Плодотворно работает уже известный пейзажист Витольд Белыницкий-Бируля (1872—1957), ученик Левитана, мастер лирического пейзажа, он создает поэтические полотна "Голубая часовня" (1920), "Первый снег", "Озеро" и др.

В графике наблюдается всплеск агитационно-плакатного искусства, а также искусства оформления книги (книжная графика). Среди художников, которые внесли значительный вклад в создание белорусской книги, нужно назвать М. Филиповича, Павла Гутковского, Анатолия Николаевича Тычину. Видными графиками-станковистами являются А. Астапович, А. Тычина, М. Добужинский, С. Юдовин, Я. Минин, З. Гарбовец.

В 30-е гг. в связи с известным постановлением устранилось разделение искусства на пролетарское, крестьянское, левое, правое, сочувствующее тем или иным, были ликвидированы ярлыки и титулы в идеологической ориентации художников (декаденско-модернистской эстетике было не по пути со строительством социализма). Марксистско-ленинский взгляд на жизнь, метод социалистического реализма должны были насыщать социальным смыслом и правдивостью тематические картины белорусских советских художников.

Темы революции, труда, гражданской войны, партийных съездов стали преобладающими темами в живописи (К. Космачев "В подпольной типографии", 1940, М. Маносзон "Выступление М. И. Калинина перед рабочими Минска в 1919 г.", 1919, Я. Зайцев. "Чапаев", 1937, "Вступление красной армии в Минск в 1920 году", 1940, В. Волоков. "Передача опыта", 1937 и др.)

Пейзажная живопись представлена теми же мастерами, что и в 20-х гг.

Портретный жанр развивается в творчестве И. В. Ахремчика (портреты В. И. Голубка, 1931, Ю. М. Пэна, 1938), Я. М. Кругера, Ю. М. Пэна, М. Тарасикова ("Портрет академика Никольского", 1940, "Комсомолка", 1937) и др.

В это время появляются картины с изображением В. И. Ленина (Волоков "Ленин в Октябре", Пэн "Ленин и революция", Тарасиков "Ленин на фоне кремлевской стены"; эти полотна погибли во время Великой отечественной войны).

В 30-е гг. появляется множество портретов Сталина. Как правило, это парадные монументальные образы, далекие от искусства официозного и казенного характера.

Монументально-декоративное искусство было развито очень мощно, так как в это время шло активное строительство общественных зданий. Особую значимость имели монументальные росписи М. Лебедевой и И. Френк в Доме правительства БССР на темы индустриализации, коллективизации и т. д. в 1936 г.

Графика развивалась в русле книжной графики и достигла значительных успехов.

Художники, графики и скульпторы получали образование в Москве, Ленинграде или в Витебском художественном техникуме, в других республиках СССР.

В это время была развита система творческих командировок художников на заводы, фабрики, в колхозы для создания заказных работ к различным праздникам и юбилеям.

Развивалось изобразительное искусство и в Западной Беларуси, которая воссоединилась с БССР только в 1939 г. Значительным было творчество Петра Алексеевича Сергиевича (1900—1984), ученика Ф. Рущица в Виленском университете на художественном факультете. Жизнь белорусов и белорусы — основная тема его работ "Белорусы", 30-е гг., "Дорогой жизни", 1934, "Свадьба в Беларуси", 1929, "Коваль кует коня", 1939, "Белорусская учительница", 1938, "Девочка в синем сарафане" и мн. др.).

Интересным представляется творчество М. К. Севрука ("Жниво", 1937), и Я. Н. Дроздовича, который был живописцем, графиком, этнографом, фольклористом, мастером декоративно-прикладного искусства ("Изгнание князя в Полоцке, 1948, "Встреча весны на Сатурне", 1932, множество книжных графических работ и др.).