Музыка БССР в 20—30-е гг.
Музыкальная жизнь Беларуси после Октябрьской революции начала стремительно развиваться. Во всех крупных городах возникали народные консерватории (вскоре реорганизуются в музыкальные техникумы и школы), появились сотни кружков художественной самодеятельности, распахнулись двери театров и концертных залов, возникли небольшие оркестры в наиболее крупных городах.
Создаются и первые произведения белорусских композиторов. Учитель музыки в Мстиславле Николай Чуркин (1869—1964) пишет песни и романсы на слова Я. Купалы, Я. Колоса, К. Буйло, А. Жаврука. Издаются в Москве произведения на революционную тему преподавателя Гомельской музыкальной школы А. Туренкова, появляются романсы и песни железнодорожника из Гомеля Г. Пукста, в Бобруйске начинает создавать свои произведения участник гражданской войны Е. Тикоцкий, музыку для спектаклей Первого Белорусского драматического театра в Минске пишет В. Геравский.
В 1922 г. в Мстиславле силами самодеятельных певцов и музыкантов осуществляются постановки первой белорусской оперы на революционную тему — “Освобождение труда” Н. Чуркина по либретто П. Шестакова. Годом позже появляются романсы Н. Аладова на слова Я. Купалы.
Однако в выступлениях тогдашних концертов и самодеятельных художественных коллективов ощущается недостаток профессиональной подготовки. Эти выступления отличались не столько художественным мастерством, сколько искренностью исполнения и энтузиазмом. Не оправдывали себя и народные консерватории, не имевшие достаточно квалифицированных преподавателей и учебных программ.
Центральным учебным заведением становится Белорусский государственный техникум, открытый в Минске в октябре 1924 г. Теоретические дисциплины в нем преподавали композиторы Н. Аладов, М. Маттисон, Т. Шнитман. Руководителем класса композиции стал композитор и этнограф Я. Прохоров. В 1928 г. состоялся первый выпуск, в школы пришли квалифицированные педагоги.
С открытием техникума оживилась и концертная жизнь города. 25мая 1925 г. в Минске состоялся первый камерный концерт белорусской музыки. В нем прозвучал фортепианный квинтет Н. Аладова на темы белорусских народных песен, произведения Я. Прохорова, Т. Шнитмана и И. Фидлона. Вскоре Н. Чуркин знакомит музыкальную общественность Могилева со своей первой симфониеттой “Белорусские картинки” на темы 16 народных песен.
При Минском техникуме были созданы концертные коллективы, ансамбль белорусских народных инструментов в 1930 г. вырос в оркестр белорусских народных инструментов, симфонический оркестр техникума в 1928 г. стал оркестром Белорусского радиокомитета, оперный и балетный классы явились базой для открытой в 1930 г. Государственной студии оперы и балета БССР. Выдающиеся педагоги класса — профессора В. Цветков, А. Боначич и др. — осуществляли постановки оперных спектаклей “Фауст” (1928), “Русалка” (1929), “Севильский цирюльник” (1930). Систематически техникум организовывал концерты-лекции для населения города.
В 20-е гг. впервые начинается концертная деятельность белорусских артистов и музыкантов за пределами Белоруссии. Так, в 1923 г. белорусские народные песни и танцы исполнялись на Первой сельскохозяйственной выставке в Москве. В 1927 г. белорусские артисты с большим успехом выступают в Большом театре на концерте, посвященном 4 всесоюзному съезду Советов, а в 1930 г. — Второй Всесоюзной олимпиаде театрального искусства народов СССР.
В 1927 г. впервые за пределы Советского Союза выезжает первая профессиональная исполнительница народных песен Л. Александровская и цимбалист С. Новицкий. Они участвуют в концертах Международной выставки во Франкфурте-на-Майне и в Швеции.
В 1928 г. начинаются регулярные передачи музыкального вещания Белорусского радио. Вокруг него стали группироваться лучшие музыкальные коллективы и солисты. В начале 30-х гг. создается радиотеатр.
В 1926 г. создается общество драматических писателей и композиторов. В 1932 г. в связи с известным постановлением партии был организован Оргкомитет Союза композиторов БССР, в 1938 г. — Союз советских композиторов Беларуси.
В 20-е гг. был написан Государственный гимн БССР композитором Н. Ф. Соколовским (1902—1950).
30-е гг. принесли много важных событий в музыкальной жизни Республики.
В 1932 г. была открыта Белорусская государственная консерватория. С 1937 по 1941 г. состоялось 5 выпусков студентов исполнительских факультетов и 2 выпуска композиторского. Консерватория принимала активное участие в музыкальной жизни республики. Особенно большой и плодотворной была деятельность русского композитора В. Золотарева (ученика Римского-Корсакова и Балакирева), воспитателя и учителя целого поколения белорусских композиторов и музыковедов. Среди его учеников такие композиторы, как А. Богатырев, В. Оловников, цимбалист И. Жинович.
В 1934 г. в Минске прошла серия авторских концертов Н. Аладова, А. Туренкова, В. Золотарева, Н. Чуркина, Г. Пукста.
В 1933 г. на базе Государственной оперной студии был создан театр оперы и балета. В его репертуаре были как классические, так и современные постановки. Особое значение придавалось белорусским оперным спектаклям, благо такие появились — это оперы “Кветка шчасця” А. Туренкова (либретто П. Глебки, П. Бровки, О. Борисевич), “Мiхась Падгорны” Е. Тикоцкого (либретто П. Бровки). Тикоцкий и Туренков родились в Петербурге, после войны осели в Беларуси (Тикоцкий в Бобруйске, Туренков в Гомеле), “У пушчах Палесся” А. Богатырева (либретто Е. Романовича) и балет “Салавей” М. Крошнера (либретто М. Слонимского), поставленные в 1937—1940 гг. В них раскрывались страницы борьбы белорусского народа в период крепостничества, Октябрьской революции и в годы гражданской войны.
Много было написано вокальных произведений, посвященных Ленину, Красной Армии, героям пятилеток, колхозной жизни, воссоединению Беларуси. Особо популярной стала песня “Бывайте здоровы” И. Любана, которая звучит до сих пор.
Пишут композиторы и симфоническую, и камерную музыку, среди этих произведений выделяется Вторая симфония Е. Тикоцкого.
В 1937 г. открывается Белорусская государственная консерватория.
Своеобразным подведением итогов достижений в музыкальном искусстве можно считать Первую декаду белорусского искусства и литературы в Москве в 1939—1940 гг. На сцене Большого театра были поставлены все 3 оперы и балет “Соловей”, звучала симфоническая музыка, песни и романсы.
В этот период была создана национальная композиторская школа и национальная профессиональная музыка.
Но не была оставлена в стороне и народная песня. На селе создается много самодеятельных коллективов. Со 2-й половины 30-х гг. идет активная запись образцов народных песен композиторами Н. Соколовским, С. Полонским, Г. Пукстом, И. Любаном и др. Многие обработки народных песен, сделанные А. Богатыревым, В. Золотаревым и др., были изданы в Беларуси и Москве.
Значительным событием музыкальной жизни республики стало создание в Белостоке, после объединения белорусских земель, Государственного джаза БССР, художественным руководителем которого являлся Эди Рознер (1910—1976). Коллектив пользовался такой огромной популярностью, что с его творчеством познакомился сам Сталин. В 1944 г. Рознеру было присвоено звание заслуженного артиста БССР.
В 1940 г. творческую деятельность начал Белорусский ансамбль песни и танца под руководством Григория Ширмы (1892—1978).