Живопись второй мировой войны
Силы художников разделились на тех, кто поддерживал фашистский режим и на тех, кто боролся с ним. В годы войны зарождается неореализм — направление, сложившееся в борьбе за антифашистское искусство, отличающееся идеями социальной справедливости, сохранения достоинства рядового человека в буржуазном обществе.
Программа антифашистского сопротивления соединила различных по эстетическим позициям художников, которые представили свои произведения для павильона республиканской Испании на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. Среди них была и “Герника” Пикассо.
Во времена 2-й мировой войны 1939—1945 гг. в искусстве стран антифашистской коалиции наиболее интенсивно развивается агитационное искусство плаката и политической сатиры (карикатура Д. Лоу в Англии и др.). В странах, захваченных фашизмом, образуется искусство Сопротивления — художественное движение, наделенное активной политической действенностью и вырабатывающее свои собственные свойства содержания и стиля. Это искусство содержит острый отклик на трагедии войны, воплощает в аллегорических и конкретно событийных композициях кошмары фашизма. Их создают в эмиграции или консперативным порядком немцы А. Франк, Х. Грундиг, австриец О. Кокошка, француз А. Фужерон, болгарин И. Бешков, поляк К. Дуниковский, погибший в конлагере чех Й. Чапек и многие другие художники. В Италии группа художников-антифашистов соединяет реальный мотив с символическим замыслом, непосредственную изобразительность с форсированно-экспрессивной трактовкой формы. В этом направлении Дж. Манцу создает в манере плоскостного живописного рельефа аллегорическую композицию “Распятие и генерал” (1939—1943), а Р. Гуттузо — посвященную памяти убитого фашистами поэта Ф. Гарсиа Лорки картину “Расстрел” (1939) и изображающую немецкий фашизм графическую серию “С нами бог” (1944).
Характерные тенденции искусства Сопротивления составили творчество художников, обращающихся к мотивам народного искусства (распространявшиеся нелегально гравюры греческого художника С. Василиу), и мастеров документально правдивой графики. Такие рисунки выполняет в концлагере Бухенвальде французский художник Б. Таслицкий, а английский скульптор Г. Мур — в бомбоубежищах лондонского метрополитена. Такие же произведения создают художники-партизаны Греции (В. Семерцидис), Югославии (Дж. Андреевич-Кун, Б. Якац), формируя эстетическое представление о мужественном, сильном человеке и суровой действительности сегодняшнего дня.
Здесь содержатся источники неореализма, образовавшего мощное течение в послевоенном искусстве многих стран мира.
До конца боролась с фашизмом замечательная немецкая художница и скульптор Кете Кольвиц (1867—1945). Ее уже в феврале 1933 г. исключили из Академии художеств и запретили выставляться. Но ее выставки проходили подпольно, распространялись листы с ее работами. В дни Сталинградской битвы 76-летняя Кольвиц взяла литографический карандаш и изобразила мать, как птицу, распахнувшую крылья, охватившую руками детей, несмышленышей, бесстрашно выглядывающих в этот жестокий мир. Она не отдаст их войне, фашизму, смерти. “Семена, предназначенные для посева, не должны быть перемолоты”, — эти слова Кете Кольвиц сделала эпиграфом своей последней работы (ил. 14). В одной из берлинских типографий в 1942 г. тайно было сделано несколько оттисков и литографический камень был уничтожен.
Большой вклад в антифашистское искусство внес итальянский художник Ренато Гуттузо (1912—1987), после войны он возглавил неореалистическое направление.
Гуттузо родился в Сицилии, его отец был землемером, дед — крестьянином, сражавшимся в свое время в армии Гарибальди. В 19 лет Ренато приехал в Полермо в Рим с намерением посвятить себя живописи. Его творчество 30-х гг. политически противопоставлено тогдашнему официальному фашистскому искусству псевдоклассицизма. Уж очень экспрессивен стиль и демократичны образы в его работах. Своим учителем Гуттузо считал Ван Гога и близких к нему мастеров. Самое значительное произведение 30-х гг. — “Извержение Этны” (1938). Композиция близка к этюду, но персонажи наполнены подлинной страстью. Человеческие фигуры “извергаются” на зрителя, подобно лаве вулкана — это характерная особенность творчества Ренато Гуттузо — соединение человека с природой в единую материальную стихию. Изображение далеко от политики, но экспрессия художественного языка превращает изображаемое в символ, который воспринимался современниками как символ разрушительных сил фашистского режима.
В годы 2-й мировой войны была написана картина “Распятие” — в ней с большой законченностью воплощена антифашистская тема. В 1940 г. художник вступил в ряды компартии, стал активным участником движения Сопротивления. О своей картине “Распятие” Гуттузо говорил: “Я хотел написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену”. В карандашном эскизе среди палачей фигурирует Гитлер, а римские солдаты напоминают штурмовиков. Этот евангельский сюжет стал образом фашистского насилия над Италией. В этой работе ощущалось влияние главного антифашистского произведения — “Герники” Пикассо.
В время войны появляется цикл акварельных рисунков “С нами бог!” — страстное обличение преступлений нацистов. Этому способствовали художественные приемы: диссонансы цвета, резкая деформация в рисунке в сценах насилия и казней.
В послевоенные годы после нескольких поездок в Париж Гуттузо осваивает опыт кубистической живописи. В это время он создает свои самые геометризированные и обобщенные по форме произведения: серии “Прачки”, “Швеи”, “Шахтеры”. Но уже в конце 40-х гг. его персонажи вновь обрастают живой плотью, но сохраняется конструктивная основа. В послевоенной Италии демократический порыв движения Сопротивления находит новую жизнь в искусстве неореализма. Наступает эпоха романов Альберто Моравиа и замечательных неореалистических фильмов, обошедших с триумфом экраны всего мира. Творчество Гуттузо было созвучно кинематографу острой социальной направленностью, народностью образов и всем художественным строем: документальная живопись языка, “кадровостью” композиций, использованием острых ракурсов и своеобразного “монтажа” планов. В отличие от других художников неореалистов, зачастую впадавших в эмпиричность и станковизм, Гуттузо силой своей страсти как бы трансформировал живописный неореализм в стиль ХХ в. Его герои, при всей своей обыденности, исполнены мощи и своеобразной почвенной силы (“Рокко с сыном”, см. ил. 15). Лихорадочная напряженность формы, цвета и пространства, резкость линий, динамичность композиции — все это придавало образам художника символический и современный характер. Своеобразие искусства Гуттузо — сплав документальной точности и преображающего порыва.
Ведущая тема его творчества в 40-е и последующие годы — тема труда и классовой или национально-освободительной борьбы, открыто бунтарская и трактованная с особой энергией: “Занятие крестьянами пустующих земель” (“Крестьянская Марсельеза”), “Батраки Калабрии”, “Серные копи”, “Битва у Моста Аммиральо”, “Девушка, поющая Интернационал” и т. д.
Параллельно в искусстве Гуттузо раскрывается в разных аспектах тема современного города с его повседневной жизнью и коллизиями, кишащим человеческим муравейником и безысходным одиночеством: “Буги-вуги в Риме”, “Толпа”, “Воскресенье калабрийского рабочего в Риме”, “Дискуссия”, “Человек, пересекающий площадь”, “Читатель газет”.
Однако человек у Гуттузо не всегда страдающее и борющееся существо — он раскрепощается обретает радость и гармонию в общении с природой: “Пляж” (50-е гг. — жанровая сцена отдыха трактована как олицетворение ликующего жизненного порыва).
В пейзажах Гуттузо так же присутствует активное волевое начало. Таковы его пейзажи Калабрии и Капри, городские виды, и многочисленные натюрморты. Художник любит писать прочные ивовые корзинки, наполненные плодами крестьянского труда, оплетенные бутылки с вином, рабочие инструменты.
В поздний период творчества у Гуттузо начинаются новые тенденции. Стремясь передать бешенный ритм современной жизни, он расширяет диапазон своих выразительных средств: использует коллаж, более свободно сочетает пространственные и временные планы. Он создает произведения, в котором нет конкретного эпизода — на полотно как бы проецируется внутренний мир художника, его мысли об искусстве и мире, мечты и воспоминания: “Автобиографическая серия”, “Посещение”, “Женщины, комнаты, пейзажи, предметы”.
Чтобы завершить творческий портрет Гуттузо, необходимо сказать о его графике. В его живописи линия играет не меньшую роль, чем цвет, а некоторые картины (например, “Толпа”) представляют собой подкрашенную графику. Подготовительные рисунки к живописным произведениям — яркая страница творчества художника, также как его самобытные графические работы. Среди них наибольшую известность приобрели серия военных лет “С нами бог!”, посвященная расстрелу фашистами заложников, и цикл иллюстраций к “Божественной комедии” Данте (1959—1961). В иллюстрациях к Данте Гуттузо сумел передать всю свою боль за человечество и надежду на его спасение. Великий поэт в них выглядит нашим современником, а его герои напоминают то мучеников концлагерей, то борцов Сопротивления. В графике, так же как и в живописи, Гуттузо верен своему пониманию искусства как “активной материи, живой ткани связей, существующих в наше время”.