Советский театр Великой Отечественной войны
“Все для фронта, все для победы” — это был всеобщий лозунг. Под этим лозунгом работал и театр.
Было создано 4 тыс. фронтовых бригад, объединявших 42 тыс. творческих работников, которые с концертными программами выезжали на фронт, в них входили лучшие актеры. В тяжелые будни войны встречи с актерами и искусством становились праздником для бойцов, помогали жить, сражаться, верить в победу. Герой Советского Союза генерал-полковник авиации М. М. Громов вспоминал, что “актеры на фронте были желанными всегда и везде… Появлялись они на полевых аэродромах… поляна становилась вдруг зрительным залом, а зенитки и закамуфлированные самолеты — своеобразной декорацией”.
В начале войны фронтовые театры, которые возникали в прифронтовой полосе, по характеру своей деятельности были близки к фронтовым бригадам, известным еще со времен гражданской войны. Они выступали с репертуаром малых форм — с различными концертно-эстрадными программами. Но постепенно, по мере организационного укрепления, работа фронтовых театров обогащалась и углублялась, расширялся их репертуар. Он состоял из советских военно-исторических и героико-патриотических пьес, произведений классической русской и зарубежной драматургии. С успехом ставились (или монтажи по пьесам): “Шел солдат с фронта” В. П. Катаева, “Парень из нашего города” К. Симонова, “Чапаев” по Д. Фурманову, “Двадцать лет спустя” М. А. Светлова, “Человек с ружьем”, “Кремлевские куранты” Н. Погодина, пьесы К. Гольдони, А. Островского и др. Для фронтовых театров было написано 700 специальных одноактных пьес.
За годы войны количество фронтовых театров увеличилось, в 1944 г. в действующей армии находилось 25 фронтовых театров.
За 4 военных года фронтовые театральные бригады провели 1 мил. 350 тыс. выступлений. В состав таких бригад входили ведущие московские актеры. Так, например, А. К. Тарасова читала на фронт монолог Анны Карениной, В. А. Ершов — монолог Сатина из пьесы Горького “На дне”. Художественными руководителями программ и концертов для фронта были выдающиеся мастера советского театра: А. Д. Дикий, Ю. А. Завадский, С. М. Михоэлс и др.
В постоянный репертуар фронтовых бригад входили сатирические сценки-миниатюры, стихи А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, отрывки из спектаклей “Питомцы славы” А. Н. Гладкова, “Русские люди” К. Симонова, “Фронт” Корнейчука — словом, все то, что только могло поднять бойцам настроение, помочь выстоять и победить.
Особой популярностью пользовался у бойцов балагур и весельчак, смельчак и мудрец — Василий Теркин.
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный…С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.
В 1942 г. для лучшего и более планомерного обслуживания фронта было создано 5 фронтовых театров Всесоюзного театрального общества.
Крупнейшие театры страны:
- Театр им. Евгения Вахтангова,
- Малый театр,
- Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина
— организовали свои фронтовые труппы.
За 40 месяцев работы Фронтовой филиал Вахтанговского театра сыграл 1650 спектаклей и концертов. Он был признан лучшим, и после войны все участники этого театра были награждены орденами и медалями.
Солисты Большого театра СССР создали 7 фронтовых бригад и провели для бойцов Красной армии 1140 концертов.
С первых же месяцев войны выступали на фронте артисты театра Киевского особого военного округа и театра Западного фронта (бывший Смоленский драматический театр).
Московский Малый театр каждый понедельник давал спектакль, сбор от которого шел в фонд фронта. На эти деньги была построена эскадрилья боевых самолетов.
На Ленинградском фронте замечательный советский актер Н. К. Черкасов организовал театр народного ополчения. Первые концерты шли на военных Ропшинских аэродромах. Зрители сидели в комбинезонах прямо на земле и менялись непрестанно: одни улетали, другие возвращались. И концерт по три раза подряд повторяли от начала до конца.
На кораблях и в военно-морских частях Ленинградского фронта работал Театр Краснознаменного Балтийского флота.
В самом Ленинграде во время блокады шли спектакли Театра музыкальной комедии. Попасть туда было не просто: билеты меняли на паек, на хлеб, на карточки. В холодную блокадную зиму актеры выходили на сцену в нетопленном здании театра, но они пели и танцевали с тем же мастерством, что и в мирное время. В героической жизни блокадного Ленинграда театр оказался столь же необходимым, как и Кировский завод. “Когда в Ленинграде произошла авария, и около месяца в городе не было света, театр работать не мог, а заводы работали при коптилках, — первыми, кому дали потом электроэнергию, был Кировский завод и Театр музыкальной комедии”, рассказывала народная артистка РСФСР Н. В. Пельцер.
В Москве даже в самые трудные дни продолжали работать филиал Большого театра, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Областной театр юного зрителя.
Многие крупные театральные труппы из Москвы и Ленинграда, а также из столиц союзных республик, которые попали под оккупацию, были эвакуированы в глубь страны. МХАТ эвакуировался сначала в Саратов, потом в Свердловск, Малый — в Челябинск, Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина — в Новосибирск, Театр им. Вахтангова — в Омск, Театр им. Моссовета — в Алма-Ату, Большой драматический театр им. Горького — в Киров. Этими театрами сразу же были инсценированы современные пьесы “Война” В. П. Ставского, “Испытание” К. А. Федина, “Нашествие” Л. М. Леонова, “Фронт” А. Е. Корнейчука, “Русский люди” К. М. Симонова. Причем эти пьесы шли и в национальных театрах: украинских им. И. Франко и им. Т. Г. Шевченко, Белорусском театре им. Я. Купалы, Армянском театре им. Г. Сундукяна, Башкирском театреы драмы — в этом проявлялась интернациональная сущность советского патриотизма. На национальном материале создавались пьесы и спектакли, посвященные военным событиям: “Гвардия чести” А. Ауэзова в Казахстане, “Мать” Уйгунав в Узбекистане, “Оленье ущелье” С. Д. Клдиашвили в Грузии и др.
Осенью 1942 г. многие московские театры вернулись в столицу, Ленинградские театры начали возвращаться после прорыва блокады весной 1943 г.
Многонациональный советский театр с честью выдержал суровые испытания военных лет и на деле доказал свою способность служить своему народу.