Музыка Беларуси конца XIX — начала XX веков

В период белорусского возрождения велась большая работа по пропаганде народного искусства. Пропагандой народной песни в период между 1901—1916 гг. занималась Музыкально-этнографическая комиссия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Она собирала, обрабатывала, издавала и исполняла песни всех народов, населявших Россию. Выполняя требования цензуры, комиссия затрагивала только календарно- и семейно-обрядовые песни и лирические образцы, которые непосредственно не ставили каких-либо социальных проблем, не раскрывали тяжелую и бесправную жизнь народа.

В состав комиссии входили виднейшие композиторы того времени (С. Танеев, А. Гречанинов), фольклористы и этнографы (Е. Линева, М. Пятницкий и др.), хормейстеры, дирижеры. Возглавлял комиссию ее создатель, собиратель народных песен, уже известный по сборнику "Белорусские песни Минской губернии", Н. Янчук. Видную роль в изучении и пропаганде белорусской песни сыграл и русский исследователь музыковед А. Маслов (член комиссии). Он записал и обработал отрывок белорусского варианта былины об Илье Муромце и его товарищах.

Отметим, что белорусские напевы, песни и танцы включали в свои произведения крупнейшие композиторы. Так, Н. Римский-Корсаков использовал напев свадебной белорусской песни "Чый-та карагод ходзiць" в литовском танце оперы-балета "Млада". В 1881—1882 г. юный А. Глазунов записал недалеко от Гродно напев белорусского танца "Мiкiта", и использовал его в принесшей ему большую славу Первой симфонии.

Белорусские напевы колыбельной песни "А-а, а-а спаткi" и жатвенной "Ой, пара дамоў" звучат в симфонии "Литовской рапсодии"(1906) польского композитора-классика М. Карловича, уроженца Беларуси. Римский-Корсаков и Карлович использовали белорусские мелодии для характеристики литовских образов, а Глазунов "Мiкiту" называл польским напевом, это связано с тем, что до Октябрьской революции 1917 г. Беларусь существовала под этнографическими названиями "Литва" или "Польша". Но как бы то ни было благодаря композиторам-классикам белорусские напевы звучали со сцен оперных театров и концертных эстрад. Музыкальную жизнь крупных городов наполняли гастроли российских и украинских трупп, музыкальных театров или Товариществ оперных артистов, которые исполняли произведения крупных композиторов современности.

Подводя итоги, скажем, что несмотря на периферийное положение в составе русской империи в белорусских землях происходили общехарактерные культурные процессы, выдвигая искусство Беларуси в одно из самых развитых. Имена Богдановича, Коласа, Купалы, Шагала подтверждение тому.