Русская живопись конца XIX — начала XX веков
Как и в литературе, в изобразительном искусстве существовало множество направлений: от реализма, продолжавшего традиции передвижников XIX в., до авангардизма, создававшего современное искусство, искусство завтрашнего дня. Каждое течение имело своих поклонников и противников.
В это время идет постепенный упадок жанровой живописи — основы искусства передвижников, и расцвет портретного искусства, графики, театрально-декоративного искусства.
В этот период наряду с “Товариществом передвижных выставок” создался ряд новых объединений художников: “Мир искусства” в С.- Петербурге (1899—1924; С. Дягилев — основатель, А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, И. Грабарь, А. Остроумова-Лебедева и др.), “Союз русских художников” в Москве (1903—1923; К. Коровин, К. Юон, А. Архипов и др.), “Голубая роза” (1907; П. Кузнецов, В. Марьян, С. Судейкин и др.), “Бубновый валет”(1910—1916; П. Кончаловский, Р. Фальк, А. Лентулов и др.). Состав объединений был текуч и подвижен. Динамика развития событий была высока, часто сами организаторы, и члены покидали один союз и переходили в другой. Стремительность художественной эволюции постепенно нарастала.
Характерными особенностями периода являются:
-
выравнивание неравномерного развития различных видов искусства: рядом с живописью становится архитектура, декоративно-прикладное искусство, книжная графика, скульптура, театральная декорация; гегемония станковой картины середины столетия уходит в прошлое;
-
формируется новый тип универсального художника, который “умеет все” — написать картину и декоративное панно, исполнить виньетку для книги и монументальную роспись, вылепить скульптуру и “сочинить” театральный костюм (Врубель, художники “Мира искусства);
-
необычайная активность выставочной жизни по сравнению с предыдущим периодом;
-
интерес к искусству финансовых кругов, возникновение культуры меценацтва и т. д.
Реалистическое направление в живописи представлял И. Е. Репин. С 1909 по 1916 г. он пишет много портретов: П. Столыпина, психиатра В. Бехтерева и др. С 1917 г. художник оказался “эмигрантом”, после того как Финляндия получила независимость.
Новая живопись и новые художники
Бурное время поисков дало миру новую живопись и великие имена художников. Остановимся чуть подробнее на творчестве некоторых из них.
Валентин Александрович Серов (1865—1911)
Валентин Александрович Серов (1865—1911). Родился В. А. Серов в семье крупного русского композитора Александра Николаевича Серова, автора опер “Юдифь”, “Рогнеда”, “Вражеская сила”. Мать художника — тоже композитор и пианистка сыграла большую роль в формировании его личности. С 10 лет В. Серов учился рисованию и живописи у И. Репина, по его совету в 1880 г. он поступил в Академию художеств и учился у известного педагога Павла Петровича Чистякова (1832—1919), сочетавшего традиции академического обучения с традициями реализма. Феноменальеная работоспособность и самоотдача, природный оригинальный талант превратил Серова в одного из лучших и разноплановых художников рубежа веков.
Особую роль в творческой биографии Серова сыграл Абрамцевский кружок (Мамонтовский кружок). Именно в Абрамцеве 22-летний Серов написал “Девочку с персиками” (1887, Вера Мамонтова) (ил. 27), а через год новый шедевр — “Девушка, освещенная солнцем” (Маша Симонович). С этих работ начинается слава Серова. Валентин был юн, счастлив, влюблен, собирался жениться, ему хотелось писать отрадное, прекрасное, оставить в стороне сюжеты передвижников. Здесь жанры смешались портрет смешался с пейзажем, с интерьером. Такое смешение любили импрессионисты. Есть основание считать, что Серов начинал как импрессионист.
Период упоения миром недолог, постепенно импрессионизм идет на убыль, у художника появляются глубокие, серьезные взгляды. В 90-е гг. он становится первоклассным портретистом. Серова интересует личность творца: художника, писателя, артиста. К этому времени у него изменился взгляд на модель. Его интересовали важные свойства характера. В работе над портретами он выработал идею “разумного искусства”, свой глаз художник подчинил разуму. В это время появляются “Портрет художника Левитана”, довольно много изображений детей, портреты грустных женщин.
Вторым направлением в живописи Серова в 1890—1900 г. являются работы, посвященные русской деревне, в которых соединяются жанровое и пейзажное начала. “Октябрь. Домотканово”— простая деревенская Россия с коровами, пастушком, покосившимися хатами.
Бурное время начала XX в. меняло художника и его живопись. Серова начинают занимать задачи преобразования реальности, сочинения, чем писания с натуры.
В потрете он идет к монументальной форме. Увеличиваются размеры холстов. Все чаще фигура выписана в полный рост. Это знаменитые портреты М. Горького, М. Н. Ермоловой, Ф. И. Шаляпина (1905). Не обошло Серова и увлечение модерном. Это видно в портрете знаменитой танцовщицы “Иды Рубинштейн” (1910). Обнаженное тело подчеркивает экстравагантные манеры поведения и вместе с тем ее трагический излом. Она, как прекрасная бабочка, пришпилена к холсту. А фигура кажется ломкой и бесплотной. На картине всего 3 цвета. Близок этому стилю и “Портрет О. К. Орловой” (1911).
На протяжении 1900—1910 гг. Серов обращается к историческому и мифологическому жанрам. “Петр I” (1907) — это небольшая картина, выполненная темперой. Здесь нет переломных моментов, но есть дух эпохи. Царь на Васильевском острове и велик и страшен.
В конце он увлекся античной мифологией. После путешествия в Грецию появляется фантастичная и реальная картина “Похищение Европы” (1910). В ней он добрался до истоков мифа и приблизил к нам античность — Серов стоял на пороге нового открытия, так как никогда не останавливался на месте. Он проделал огромный творческий путь, попробовав себя в нескольких направлениях и во многих живописных жанрах.
В годы 1-й русской революции Серов проявил себя как человек гуманистических идеалов. В ответ на расстрел мирной демонстрации 9 января он сложил с себя звание академика и подал в отставку в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в котором он преподавал вместе с Константином Коровиным с 1901 г. и подготовил плеяду выдающихся художников, в том числе П. Кузнецова, К. Петрова-Водкина, С. Судейкина, Р. Фалька, К. Юона, И. Машкова и другие.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870—1905)
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870—1905). Художник происходил из самой обыкновенной саратовской семьи, его отец служил бухгалтером на железной дороге. В трехлетнем возрасте с ним случилось несчастье — в результате падения мальчик повредил позвоночник, в последствии это вызвало прекращение роста и появление горба. Внешний облик заставил художника страдать от одиночества, от непохожести на других, от физической боли. Но все это ему не помешало быть лидером среди молодых художников в годы учения. Он был заметным человеком — сдержанным, серьезным, обаятельным, подчеркнуто элегантным, одевался тщательно, даже изысканно. Носил модные яркие галстуки и тяжелый серебряный браслет в виде змеи.
В годы учения (1890 г. — МУЖВЗ, 1891 — Академия художеств, 1893 — Москва, 1895 — Париж) он добавил вторую часть фамилии Борисов, по имени деда, что придало ей аристократическую звучность. В эти годы в Москве он испытывает сильное чувство к обаятельной, веселой девушке Елене Владимировне Александровой. Которая лишь в 1902 г. станет его женой и родит ему дочку. Елену Владимировну художник изобразил в картине “Водоем” вместе с сестрой.
Своеобразное творчество Борисова-Мусатова причисляется к различным направлениям. Кто-то его причисляет к художникам-символистам, кто-то считает, что его искусство, оттолкнувшись от импрессионизма, стало постимпрессионистическим в живописно-декоративном варианте. К какому бы направлению оно не относилось его искусство было самобытным и оказало непосредственное влияние на группу художников, выступивших в 1907 г. на выставке “Голубая роза” (голубая роза — символ несбывшейся мечты).
Его картины — это тоска по утраченной красоте и гармонии, элегическая поэзия опустевших старых усадеб и парков. Эти умирающие “дворянские гнезда” невозможны без женских образов. Любимой моделью была его младшая сестра Елена (“Автопортрет с сестрой”, 1898, “Гобелен”, 1901, и др.), она же была его помощницей и близким другом. В большинстве картин Борисова-Мусатова нет повествовательного начала, сюжета. Здесь главное — игра красок, света, линий. Зритель любуется красотой самой живописи, ее музыкальностью. Борисов-Мусатов лучше других смог обнаружить связь между звуками и живописью. Мусатовский мир пребывает как бы вне времени и пространства. Его картины похожи на старинные гобелены (“Изумрудное ожерелье” 1903—1904, “Водоем”, 1902 и др.), которые выполнены в изысканной холодной “мусатовской гамме” с преобладанием голубых, зеленых, лиловых тонов. Цвет для художника был основным выразительным средством его музыкально-поэтических полотен, в которых отчетливо звучала “мелодия грусти старинной”.
Михаил Александрович Врубель (1856—1910)
Михаил Александрович Врубель (1856—1910). Михаил Врубель родился 17 марта 1856 г. в Омске, отец был военный и семья часто меняла место жительства.
В Академию художеств Врубель поступает в 1880 г. (вместе с Серовым), до этого он закончил юридический факультет Петербургского университета и Ришельевскую гимназию в Одессе с золотой медалью.
В 1884 г. он покидает мастерскую Чистякова и уезжает в Киев, где руководит реставрацией фресок Кирилловской церкви и выполняет ряд монументальных композиций. Мечтой Врубеля была роспись Владимирского собора в Киеве, но там уже работал Васнецов, но за то в это время появляется серия акварелей с темами “Надгробного плача” и “Воскресения”, в которой оформился неповторимый врубелевский стиль. Стиль Врубеля основан на дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Цвет — своеобразная иллюминация, свет, пронизывающий грани кристаллических форм.
В станковую живопись Врубель вносит монументальность. Так написан “Демон сидящий” (1890). Свет здесь идет изнутри, напоминая эффект витража. Врубелевский Демон — это не черт, он сопоставим с пророком, с Фаустом, с Гамлетом. Это олицетворение титанической силы и мучительной внутренней борьбы. Он прекрасен и величав, но в его устремленных в бездну глазах, в жесте сцепленных рук читается беспредельная тоска. Образ Демона пройдет через все творчество Врубеля (“Демон летящий”, 1899, “Демон поверженный”, 1902; как говорят современники и свидетели, что до нас дошли не лучшие варианты Демонов). В 1906 г. в печатном органе символистов — журнале “Золотое руно” — было опубликовано стихотворение В. Брюсова “М. И. Врубелю”, написанное под впечатлением “Демона поверженного”:
И в час на огненном закате
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты.
И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простертых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица!
Работая в Киеве, Врубель был нищим, он вынужден был работать в рисовальной школе, давать частные уроки, раскрашивать фотографические снимки. В 33 года гениальный художник навсегда покинул Киев (1889) и уехал в Москву. Он обосновался в мастерской Серова и Коровина. Коровин ввел его в мамонтовский кружок. А сам Савва Иванович Мамонтов сыграл в жизни Врубеля огромную роль. Он ему предложил поселиться в своем особняке на Садово-Спасской улице, а летом работать в Абрамцево. Благодаря Мамонтову он неоднократно побывал за границей.
Московский период творчества был самый насыщенный, но самый трагичный. Врубель часто оказывался в центре споров. Если Стасов называл его декадентом, то Рерих восхищался гениальностью его работ. Это понятно, так как само творчество Врубеля не лишено было противоречий и отрицаний. Его работы награждались высшими наградами на международных выставках (золотая медаль в Париже в 1900 г. за майоликовый камин) и грязной руганью официальной реакционной критики. В полотнах художника преобладает холодный, ночной колорит. Поэзия ночи торжествует в живописном панно “Сирень”, в пейзаже “К ночи” (1990), в мифологической картине “Пан” (1899), в сказочной “Царевне Лебедь” (1900) (ил. 28). Многие картины Врубеля автобиографичны.
В жизни он прошел через полосу непризнания, скитаний, неустроенности жизни. Звезда надежды зажглась с момента знакомства с Надеждой Забела — оперной певицей (1896), которая его ввела в мир музыки, свела с Римским-Корсаковым (под влиянием дружбы с композитором и его музыки Врубель написал свои сказочные полотна “Царевна Лебедь”, “Тридцать три богатыря” и др., выполнил скульптуры “Волхова”, “Мизгирь” и др.). Но сильное нервное напряжение дало о себе знать. В 1903 г. после смерти своего двухлетнего сына Саввы он сам попросил отвезти его в больницу для душевно больных. В минуты просветления сознания он писал, среди написанного еще 2 портрета своей Надежды (1-й на фоне голых осенних берез, 2-й после спектакля, у открытого камина). К концу жизни он ослеп. 14 апреля 1910 г.
Михаил Александрович Врубель умер в петербургской клинике доктора Бари. В 1910 г. в похоронах художника 16 апреля на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря принимало участие большое количество народа. На могиле выступал А. Блок: “…Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие — я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим”. Творческое наследие Врубеля очень разнопланово от станковых картин до монументальных росписей, от майолики до виражей, от оформления спектаклей в частной опере Мамонтова до оформления интерьера особняка Морозова архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Может быть, поэтому одни его называют художником-символистом и сравнивают его творчество с симфониями Скрябина, ранней поэзией Блока и Брюсова, другие — художником стиля модерн. Возможно, правы те и другие. Сам же он не причислял себя ни к какому течению, единственным культом для него была красота, но с врубелевским оттенком меланхолии и “божественной скуки”.
”Мир искусства” (1899—1924)
В конце 1890-х годов, при финансовой поддержке княгини Тенишевой и Мамонтова Сергей Павлович Дягилев основал журнал “Мир искусства”, на который затратил большую часть и собственного состояния. Вскоре название журнала стало общеупотребляемым и превратилось в определение целой эстетической платформы.
”Мир искусства” явился своеобразной реакцией творческой интеллигенции России на чрезмерную публицистичность изобразительного искусства передвижников, на политизацию всей культуры в целом, обусловленную обострением общего кризиса Российской империи. Основным ядром редакции журнала стали молодые художники и литераторы, дружившие еще с гимназических времен: Сомов, Бенуа, Бакст, Добужинский, Рерих, Серов, Коровин, Врубель, Билибин. Их работы были островами красоты в противоречивом сложном мире. Обращаясь к искусству прошлого при откровенном неприятии современной действительности, “Мир искусства” знакомил русскую публику с новыми для России художественными тенденциями (импрессионизм), а также открывал забытые современниками великие имена Рокотова, Лавицкого, Боровиковского и др.
Журнал имел высочайшее полиграфическое качество со множеством иллюстраций — это было дорогое издание. Мамонтов в 1904 г. потерпел большие финансовые убытки. Дягилев сделал все возможное, чтобы спасти журнал. Он потратил большую часть собственного капитала на продолжение его публикации, но расходы неудержимо росли, и издание пришлось прекратить.
А в 1906 г. Дягилеву удается устроить выставку русской живописи в Париже в рамках Осеннего салона.
Впервые на этой выставке Париж увидел русских живописцев и скульпторов. Была представлена каждая школа живописи — от ранних икон до фантазий самых авангардных экспериментаторов. Успех выставки был колоссальным.
Остановимся поподробнее на некоторых членах этого общества (членский состав “Мира искусства” изменялся).
Эстетическим законодателем и идеологом “Мира искусства” был Александр Бенуа. Мирискусники не желали зависеть в своем творчестве от злобы дня, как реалисты, передвижники. Они выступали за индивидуальную свободу художника, который может поклоняться чему угодно и это изображать на полотнах. Но было очень существенное ограничение: лишь красота и восхищение красотой может быть источником творчества. Современная действительность чужда красоте, значит, источником прекрасного может быть искусство и славное прошлое. Отсюда оторванность мирискусников от жизни, нападки на крестьянский реализм передвижников, презрение к прозе буржуазного общества.
Александр Николаевич Бенуа (1870—1961)
Александр Николаевич Бенуа (1870—1961) родился в семье придворного петербургского архитектора. Он рос в атмосфере, насыщенной интересом к дворцовому искусству прошлого. Учился в Академии художеств и посещал мастерскую И. Е. Репина.
Бенуа был идеологом “Мира искусства”. Излюбленным мотивом его картин была царственная пышность аристократического искусства. Отказываясь искать красоту в хаосе окружающей жизни, Бенуа обращался к давно минувшим художественным эпохам. Изображая времена Людовика XIV, Елизаветы и Екатерины, увлекаясь красотой Версаля, Царского Села, Петергофа и Павловска, он ощущал, что все это ушло безвозвратно (“Купальня маркизы”, 1906, “Король”, 1906, “Парад при Павле I”, 1907 и др.; эти же мотивы мы встречаем у Е. Лансенре (1875—1946), “Императрица Елизавета Петровна в Царском селе” и др.).
Но с правдой жизни Бенуа пришлось столкнуться через произведения Пушкина, Достоевского, Толстого, Чайковского, Мусоргского, когда работал над иллюстрациями книг и театральными декорациями их произведений.
Свобода, изобретательность и внутренняя энергия рисунка отличала иллюстрации Бенуа к “Медному всаднику” А. С. Пушкина. Когда Бенуа передает погоню царственного всадника за Евгением, то он поднимается до подлинного пафоса: художник рисует возмездие за “бунт” маленького человека против гения основателя Петербурга.
В работе над театральными декорациями Бенуа применял программу “Мира искусства”, так как театральное зрелище — это причудливый вымысел, “сценическое волшебство”, искусственные миражи. Его называли “театральным чародеем”. Он имеет непосредственное отношение к славе русского искусства в Париже во время театральных сезонов Сергея Дягилева (Бенуа является художественным руководителем театральных сезонов в Париже 1908—1911 гг.). Он создал эскизы декорации для оперы “Гибель богов” Вагнера (Мариинский театр, 1902—1903), балета “Павильон Артемиды” Черепнина “Мариинский театр, 1907 и 1909, балет “Петрушка” Стравинского (Большой театр, 1911—12), оперы “Соловей” (Дягилевская антреприза в Париже 1909).
Бенуа охотно прибегал в своих работах к формам придворного театра XVII—XVIII вв., к приемам старинных иностранных комедий, буффонады, балагана, где существовал фантастический вымышленный “Мир искусства”.
Бенуа принял предположение Станиславского и оформил несколько спектаклей МХАТа, среди них “Мнимый больной”, “Брак по неволе” Мольера (1912), “Хозяйка гостиницы” Гольдони (1913), Каменный гость”, “Пир во время чумы”, “Моцарт и Сальери” Пушкина (1914). В эти декорации Бенуа внес подлинный драматический пафос.
Живописец и график, великолепный иллюстратор и утонченный оформитель книги, театральный художник с мировой славой и режиссер, один из крупнейших русских искусствоведов, Бенуа много сделал для того, чтобы русская живопись заняла достойное место в истории мирового искусства.
Константин Андреевич Сомов (1869—1939)
Константин Андреевич Сомов (1869—1939) — сын известного историка и искусствоведа, один из самых крупнейших мастеров “Мира искусства” в своем творчестве тоже отдался прихотям воображения. Сомов закончил Петербургскую Академию художеств, он блестящий участник Репина, образование продолжал в Париже.
Его “Даму в голубом” (1900) называют музой “Мира искусства”, которая погружена в мечты о былом.
Этот портрет художницы Е. М. Мартыновой (1897—1900) (ил. 30), он является программным произведением Сомова. Одетая в старинное платье, героиня с выражением усталости и тоски, неспособности к жизненной борьбе заставляет мысленно ощутить глубину пропасти, отделяющей прошлое от современности. В этом произведении Сомова наиболее откровенно выражена пессимистическая подоплека “заброшенности в прошлое” и невозможности для современного человека найти там спасение от самого себя.
Каковы же герои и сюжеты других сомовских картин?
Любовная игра — свидания, записки, поцелуи в аллеях, беседках садов или пышно убранных будуарах — обычное времяпрепровождение сомовских героев с их напудренными париками, высокими прическами, расшитыми камзолами и платьями с кринолинами (“Семейное счастье”, “Остров любви”, 1900, “Дама в розовом платье”, 1903, “Спящая маркиза”, 1903, “Фейерверк”, 1904, “Арлекин и смерть”, 1907, “Осмеянный поцелуй”, 1908, “Пьеро и дама”, 1910, “Дама и черт”, 1917 и др.).
Но в веселье сомовских картин нет подлинной жизнерадостности. Люди веселятся не от полноты жизни, а от того что они не знают ничего иного. Это не веселый мир, а мир обреченный на веселье, на утомительный вечный праздник, превращающий людей в марионеток призрачной погони за наслаждениями жизни.
Жизнь уподобляется театру марионеток, так через образы прошлого была сделана оценка жизни, современной Сомову.
Во 2-й половине 1900-х Сомов создает серию портретов художественной и аристократической среды. К этой серии относятся партреты А. Блока, М. Кузьмина, М. Добужинского, Е. Лансере.
С 1923 г. Сомов жил за границей, умер в Париже.
Мстислав Валерианович Добужинский (1875—1957)
Мстислав Валерианович Добужинский (1875—1957), литовец по национальности, родился в Новгороде. Художественное образование получил в рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге, которую посещал одновременно с учебой в университете с 1885 по 1887 г. Затем он продолжал занятия искусством в Мюнхене в студиях А. Ашбе и Ш. Холлоши (1899—1901). Вернувшись в Петербург, с 1902 г. стал членом “Мира искусства”.
Среди художников “Мира искусства” Добужинский выделялся своим тематическим репертуаром, посвященным современному городу, если Бенуа и Лансере создавали образ города минувших эпох полный гармонической красоты, то город Добужинского — остро современен.
Темные мрачные дворы-колодцы Петербурга, как у Достоевского (“Двор”, 1903, “Домик в Петербурге”, 1905), выражают тему жалкого существования человека в каменном мешке российской столицы.
В картинах прошлого Добужинский по-гоголевски смеется сквозь слезы. “Русскую провинцию 1830-х гг.” (1907—1909) он изображает и грязью на площади, ленивым постовым и разнаряженной барышней и со стаей ворон, кружащей над городом.
В изображении человека Добужинский тоже вносит момент беспощадного драматического ощущение времени. В образе поэта К. А. Сюнненберга (“Человек в очках”, 1905—1997) (ил. 31) мастер концентрирует черты русского интеллигента. В этом человеке есть нечто демоническое и жалкое одновременно. Он — страшное порождение и вместе с тем жертва современного города.
Урбанизм современной цивилизации давит и на влюбленных (“Влюбленные”), которым вряд ли удастся сохранить чистоту своих чувств в растленной действительности.
Не избегал Добужинский и страстного увлечения театром. Подобно многим Добужинский надеялся повлиять на порядок жизни с помощью искусства. Наиболее благоприятные условия для этого давал театр, где рядом с писателем-драматургом, режиссером и актерами работали живописцы и музыканты, создавая единое произведение для множества зрителей.
В Старинном театре он исполнил декорации к средневековой пьесе Адама де ла Аля “Игра о Робине и Марион” (1907), стилизуя средневековую миниатюру, художник создал великолепное в своей фантастичности зрелище. Стилизуя лубок, была выполнена декорация к “Бесовскому действу” А. М. Ремизова (1907) в театре В. Ф. Комиссаржевской.
По эскизам Добужинского были выполнены декорации к пьесе А. А. Блока “Роза и крест” (1917).
В МХАТе Добужинский оформлял спектакль “Николай Ставрогин” по пьесе Достоевского “Бесы”. Теперь уже на подмостках сцены Добужинский высказал свое отношение бесчеловечному, калечащему души и жизнь миру.
Добужинский исполнял эскизы костюмов и декорации и к музыкальным спектаклям.
В 1925 г. Добужинский уехал из Советского Союза, жил в Литве, с 1939 — Англии, США, умер в Нью-Йорке.
Лев Бакст
Интересным работами в театрально-декоративном искусстве отличался Лев Бакст (1866—1924). Шедеврами явились его декорации и костюмы к “Шехерезаде” Римского-Корсакова (1910), “Жар-птице” Стравинского, (1910), “Дафнису и Хлое” Равеля, (1912), балет “Послеполуденный отдых фавна” Дебюсси (1912) в постановке Вацлава Ниженского. Все эти спектакли приводили в неописуемый восторг Парижскую публику во время антрепризы Сергея Дягилева.
Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927)
Для Бориса Михайловича Кустодиева (1878—1927) источником творческого вдохновения были традиционные черты русской национальной жизни. Он любил изображать мирную патриархальную провинцию, веселые деревенские праздники и ярмарки с их многоцветьем ситцев и сарафанов, искрящиеся морозным снегом и солнцем масленицы с каруселями, балаганами, лихими тройками, а также сцены купеческой жизни — особенно купчих, разодетых в роскошные платья, церемонно пьющих чай или совершающих традиционные прогулки по магазинам в сопровождении лакеев (“Купчиха”, 1915, “Масленица”, 1916 и др.).
Художественное образование Кустодиев начал на родине, в Австрахани. В 1896 г. он переводится в мастерскую Репина, через 5 лет он окончил училище с правом пенсионерской поездки в Париж.
Скажем несколько слов об обучении в Академии художеств. В 1893 г. в Академии произошла реформа, изменилась ее структура и характер обучения. Ученики после общих классов начинали работать в мастерских, их вели выдающиеся художники того времени: в 1894 г. в училище пришли И. Е. Репин, В. Д. Поленов, А. И. Куинджи, И. И. Шишкин, В. А. Маковский, В. В. Матэ, П. О. Ковалевский.
Самой популярной была мастерская Репина. Она являлась средоточением передовых художественных и общественных интересов. “Вся сила пореформенной Академии сосредоточилась теперь в г. Репине и Матэ”, — писал А. Н. Бенуа в статье “Ученические выставки в Академии”. Репин развивал в своих учениках дух творчества, общественную активность, берег их индивидуальность. Недаром из мастерской Репина вышли такие разные и непохожие друг на друга художники, как К. А. Сомов, И. Я. Билибин, Ф. А. Малявин, И. И, Бродский, Б. М. Кустодиев, А. П. Остроумова-Лебедева и др. Именно ученики Репина выступили с уничтожающей критикой старого строя в годы 1-й русской революции, которые активно выступили в прессе в период революции 1905—1907 гг. с карикатурами против царя и генералов, чинивших расправу над восставшим народом. В это время появилось много журналов (“Жало”, “Жупел” и др.) около 380 наименований, откликнувшихся на злобу дня, в которых печатались графические работы (это время считают расцветом графики). Кустодиев был в их числе.
Окончательное вызревание творчества художника Кустодиева падает на 1911—1912 гг. Именно в эти годы его живопись приобретает ту праздничность и мажорность, ту декоративность и цветность, которые стали характерными для зрелого Кустодиева (“Купчихи”, 1912. “Купчиха”, 1915, “Масленица”, 1916, “Праздник в деревне” и др.). Творческий импульс оказался сильнее болезни, в 1911—1912 гг. давний недуг обернулся для художника тяжелой неизлечимой болезнью — полная неподвижность ног… В эти годы он знакомится с Блоком, строчки которого о купечестве:
…И под лампой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод.
И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Подходят к купцам Кустодиева, его “Чаяпитий”, купца считающего деньги, дебелой красавицы, утопающей в жарких пуховиках.
В 1914—1915 гг. Кустодиев вдохновенно работает по приглашению Станиславсого во МХАТе, где оформил спектакли “Смерть Пазухина” М. Е. Салтыков-Щедрина, “Осенние скрипки” Д. С. Сургучева и др.
С последним периодом творчества связаны его шедевры:
- картины “Балаганы”, “Купчиха за чаем”, “Голубой домик”, “Русская Венера”,
- декорации к спектаклям “Гроза”, “Снегурочка”, “Вражья сила” А. Н. Серова, “Царская невеста”, “Блоха”,
- иллюстрации к произведениям Н. С. Лескова, Н. А. Некрасова,
- литографии и линогравюры.
Дом Кустодиева был одним из художественных центров Петрограда — здесь бывали А. М. Горький, А. Н. Толстой, К. А. Федин, В. Я. Шишков, М. В. Нестеров (ил. 29), С. Т. Коненков, Ф. И. Шаляпин и многие другие: сюда приходил играть мальчик Митя Шостакович.
Кустодиев создал целую галерею портретов своих современников:
- художников (“Групповой портрет художников “Мира искусства”, 1916—1920, портрет И. Я. Билибина, 1901, портрет В. В. Матэ, 1902, автопортреты разных лет и др.),
- артистов (Портрет И. В. Ершова, 1905, портрет Е. А. Полевицкой, 1095, портрет В. И. Шаляпина, 1920—1921, и др.),
- писателей и поэтов (Портрет Ф. Сологуба, 1907, портрет В. Я. Шишкова, 1926, портрет Блока, 1913, не сохранился, и многие другие),
- композиторов Скрябина, Шостаковича.
Если в своей жанровой живописи художник воплощал жизнь во всех формах ее бытия, часто создавая гиперболические образы, то его портреты, созданные в живописи, скульптуре, рисунке и гравюре, всегда строго достоверны, жизненно правдивы.
”Человеком высокого духа” назвал Кустодиева В. И. Шаляпин, который не расставался со своим портретом, выполненным Борисом Михайловичем.
Раскол “Мира искусств”
В середине 1900-х гг. в редакции журнала “Мир искусства” происходит раскол, так как взгляды художников эволюционировали и первоначальные эстетические установки перестали многих устраивать. Прекращается издательская деятельность и с 1910 г. “Мир искусства” функционирует исключительно как выставочная организация, не скрепленная, как прежде, единством творческих задач и стилистических ориентаций. Некоторые художники продолжали традиции старших товарищей.
Николай Константинович Рерих (1874—1947)
Видную роль в обновленном “Мире искусства” уже в 1910-е гг. играл Николай Константинович Рерих (1874—1947), он был председателем общества в 1910—1919 гг.
Рерих, ученик Куинджи в Академии художеств, он унаследовал от него пристрастие к повышенным красочным эффектам, к особой картинности композиции. Творчество Рериха связывают с традициями символизма. В 1900—1910 гг. он свое творчество посвятил древнему славянству и Древней Руси первых лет христианства, в это время Рерих увлекался археологией и историей Древней Руси (“Заморские гости”, 1901). Деревянный корабль варягов напоминает “братину” — древний, объединяющий в застольях друзей и лютых врагов ковш. Яркие краски картины делают сюжет более сказочным, чем реальным.
Во многих картинах Рериха чувствуется влияние иконописи, очевидно, она явилась важным источником при выработке собственного стиля.
В 1909 г. он стал академиком живописи. В 1900-е гг. он много работал для МХАТа, для “Русских сезонаров” С. П. Дягилева и как монументалист (церковь в Талашкине). Рерих — автор многих статей об искусстве, а также прозы, стихотворений, путевых заметок. Много сил и времени он отдал общественной деятельности.
В 1916 г. по состоянию здоровья Рерих поселился в Сердоболе (Карелия), который в 1918 г. отходит Финляндии. В 1919 г. Рерих переезжает в Англию, затем в Америку. В 1920—1930-е гг. совершает экспедиции в Гималаи, Центральную Азию, Маньчжурию, Китай. Все это нашло отражение в его произведениях. С 1920-х гг. жил в Индии.
Петров-Водкин
Говоря о “Мире искусстве”, нельзя не вспомнить о монументальном творчестве Петрова-Водкина, который стремился найти синтез между современным художественным языком и культурным наследием прошлого. Мы же более подробно остановимся на его творчестве в следующей главе.
Итоги “Мира искусств”
Подводя итоги в разговоре о “Мире искусства”, отметим, что это ярчайшее явление в культурной жизни “серебряного века”, и значение художников этой группы заключается в том, что они
- отвергли салонность академизма,
- отвергли тенденциозность (назидательность) передвижников,
- создали идейно-художественую концепцию русского искусства,
- открыли современникам имена Рокотова, Левицкого, Кипренского, Вецианова,
- находились в постоянном поиске нового,
- добивались мирового признания русской культуры (“Русские сезоны” в Париже).
”Союз русских художников” (1903—1923)
Одним из крупнейших выставочных объединений начала XX в. был “Союз русских художников”. Инициатива его создания принадлежала московским живописцам — участникам выставок “Мира искусства”, испытавшим недовольство ограниченностью эстетической программы “мирискусников”-петербуржцев. Учреждение “Союза” относится к 1903 г. Участниками первых выставок были Врубель, Борисов-Мусатов, Серов. До 1910 г. членами “Союза” являлись все крупные мастера “Мира искусства”. Но лицо “Союза” определяли главным образом живописцы московской школы, выпускники Московского училища, развивавшие традиции лирического пейзажа Левитана. Среди членов “Союза” были и передвижники, которые тоже не принимали “западничества” “Мира искусства”. Так, А. Е. Архипов (1862—1930) правдиво рассказывает о тяжелой трудовой жизни народа (“Прачки”, 1901). В недрах “Союза” сформировался русский вариант живописного импрессионизма со свежей натурой и поэзией крестьянских образов России.
Поэзию русской природы раскрывал И. Э. Грабарь (1874—1960). Цветовая гармония и красочные откровения поражают в картине “Февральская лазурь” (1904), которую сам художник называл “праздником лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфирных теней на сиреневом снегу”. В этом же году была написана еще одна картина, отличающаяся неповторимыми весенними красками, “Мартовский снег”. Фактура картины имитирует поверхность тающего мартовского снега, а мазки напоминают журчание весенних вод.
В этих пейзажах Грабарь применил метод дивизионизма — разложение видимого цвета на спектрально чистые цвета палитры.
Крестьянские мотивы мы встречаем у Ф. А. Малявина (1969—1940). В “Вихре” (1906) разметались в буйном хороводе крестьянские ситцы, которые сложились в причудливый декоративный узор, в котором выделяются лица смеющихся девушек. Буйство кисти художника сравнимо со стихией крестьянского бунта. А. П. Рябушкин, потомок простых крестьян, большую часть жизни проживший в скромной деревне Кородыне, обращает нас к допетровскому быту крестьян и купцов, рассказывает об обрядах, о народных праздниках и буднях. Его персонажи, чуть-чуть условные, чуть-чуть сказочные, застыли, как на древних иконах (“Свадебный поезд”, 1901 и др.).
Интересным художником “Союза” является К. Ф. Юон (187 5—1958). Его картины представляют собой оригинальный сплав бытового жанра с архитектурным пейзажем. Он любуется панорамой старой Москвы, древних русских городов с обыкновенной уличной жизнью.
Национальный русский колорит у художников “Союза” ассоциировался с зимой и ранней весной. И неслучайно одним из лучших пейзажей Юона является “Мартовское солнце” (1915).
Преобладающее большинство художников “Союза” продолжали саврасовско-левитановскую линию русского пейзажа.
Традиции сочиненно-декоративного пейзажа Куинджи продолжил А. А. Рылов (1870—1939). В его “Зеленом шуме” (1904) чувствуется оптимизм и динамика, глубокое осмысление и героическое начало пейзажа. Обобщение образа природы чувствуется в картинах “Лебеди над Камой” (1912), “Гремучая речка”, “Тревожная ночь” (1917) и др.
Одним из известнейших художников “Союза” являлся Коровин. С ним связаны первые шаги русского живописного импрессионизма.
Объединение “Голубая роза”
Еще одним крупным художественным объединением явилась “Голубая роза”. Под таким названием в 1907 г. в Москве в доме М. Кузнецова на Мясницкой состоялась выставка 16 художников — выпускников и студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, среди них П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, Н. Крымов, скульптор А. Матвеев. Выставка не имела ни манифеста, ни устава. “Голубую розу” поддерживал и пропагандировал журнал “Золотое руно”, считавший себя оплотом модернизма и рупором “новейшего” (по отношению к “Миру искусства”) направления в искусстве.
Художники “Голубой розы” были последователями Борисова-Мусатова и стремились создать символ нетленной красоты. Название объединения тоже символично. Но из плена искусственных ароматов “таинственных садов” вскоре вырвались Кузнецов и Сарьян. Через призму мечты о сказочном, просветленном мире, они — ведущие художники “розы” — открыли тему Востока. П. В. Кузнецов (1878—1968) создает серию полотен “Киргизская сюита”. Перед нами первобытная патриархальная идиллия, “золотой век”, мечта о гармонии человека и природы, сбывшаяся наяву (“Мираж в степи”, 1912 и др.). М. С. Сарьян (1880—1972), окончивший вместе с Кузнецовым классы МУЖВЗ, до конца жизни сохранил в своих красочных, живописных полотнах верность эпической первозданности суровой горной природы Армении. Творческую манеру Сарьяна отличает лаконизм (“Улица. Полдень. Константинополь”, 1910, “Муллы, навьюченные сеном”, 1910, “Египетские маски”, 1911 и др.). Согласно теории символизма художники “Голубой розы” подчинялись установке на визуальное преображение образов действительности с целью исключить возможность буквального восприятия вещей и явлений. Сферой наиболее эффективного универсального преображения действительности становится театр. Поэтому живопись “Голубой розы” была созвучна символическим постановкам В. Мейерхольда.
Н. Н. Сапунов (1880—1912) и С. Ю. Судейкин (1882—1946) явились первыми в России оформителями символических драм М. Метерлинка (в Театре-студии на Поварской, 1905). Сапунов у Мейерхольда оформлял постановки “Гедды Габлер” Ибсена, блоковского “Балаганчика” (1906). “Голубая роза” — яркая страница в истории русского искусства начала XX в., полная поэзии, мечты, фантазии, неповторимой красоты и одухотворенности.
Группировка “Бубновый валет”
На рубеже 1910—1911 гг. на арене художественной жизни появляется новая группировка с дерзким названием “Бубновый валет”. Ядро общества до 1916 г. составляли художники
- П. П. Кончаловский (“Портрет Якулова”, “Агава”, 1916, “Сиенский портрет, 1912 и др.),
- И. И Машков. (“Фрукты на блюде”, 1910, “Хлебы”, 1910-е, “Натюрморт с синими сливами”, 1910 и др.),
- А. В. Лентулов (“Василий Блаженный”, 1913; “Звон”, 1915 и др.),
- А. В. Куприн (“Натюрморт с глиняным кувшином”, 1917 и др.),
- Р. Р. Фальк (“Крым. Пирамидальный тополь”, “Солнце. Крым. Козы”, 1916 и др.).
”Бубновый валет” имел свой устав, выставки, сборники статей и стал новым влиятельным направлением в русском искусстве. В противовес импрессионизму и художникам “Голубой розы”, возражая против рафинированного эстетизма “Мира искусства”, живописцы “Бубнового валета” предлагали зрителю простую натуру, лишенную интеллектуального смысла, не вызывавшую исторических и поэтических ассоциаций. Мебель, посуда, фрукты, овощи, цветы в красочных художественных сочетаниях — это и есть красота.
В своих живописных поисках художники тяготеют к позднему Сезанну, Ван Гогу, Матиссу, используют приемы не крайнего кубизма, футуризма, рожденного в Италии. Их вещностная живопись получила название “сезаннизма”. Важно, что обращаясь к мировому искусству, эти художники использовали собственные народные традиции — вывески, игрушки, лубка…
Михаил Федорович Ларионов (1881—1964)
В 1910-х гг. на художественной арене появляются Михаил Федорович Ларионов (1881—1964) и Наталья Сергеевна Гончарова (1881—1962). Будучи одним из организаторов “Бубнового валета”, в 1911 г. Ларионов порывает с этой группировкой и становится организатором новых выставок под эпатирующими названиями “Ослиный хвост” (1912), “Мишень” (1913), “4” (1914, названия выставок были насмешкой над названиями “Голубая роза”, “Венок”, “Золотое руно”).
Молодой Ларионов увлекался сначала импрессионизмом, потом примитивизмом, шедшим от французских течений (Матисс, Руссо). Как и другие, Ларионов хотел опираться на русские традиции древней иконы, крестьянской вышивки, городской вывески, детской игрушки.
Ларионов и Гончарова утверждали живописный неопримитивизм (название придумали сами), который достиг своего расцвета в 1910-е гг. В своих выступлениях они противопоставляли свою восточную живопись западной, а также невольно продолжали традиции передвижников, так как они вновь шли к бытовому жанру, основанному на повествовании (“невольные передвижники”). Хотели соединить сюжетность с новой пластикой и получился особый примитивный быт провинциальных улиц, кафе, парикмахерских, солдатских казарм.
У Ларионова из серии “Парикмахерских” к шедеврам относится “Офицерская парикмахерская” (1909). Картина написана в подражание провинциальной вывеске. Ларионов шутит над героями (парикмахер с огромными ножницами и напыщенный офицер), раскрывает особенности их поведения и любуется ими. “Солдатская” серия возникла под влиянием его впечатлений от службы в армии. К своим солдатам художник относится любовно-иронически (“Солдат на коне” уподоблен детской игрушке, “Отдыхающий солдат” выполнен с наивностью детского рисунка) и наталкивает на недвусмысленные ассоциации. Потом следует цикл “Венеры” (“солдатская”, “молдавская”, “еврейская”) — обнаженные женщины, возлежащие на подушках, — предмет вожделений, мечты и разыгравшейся фантазии.
Потом у него появляются наивные аллегории “Времена года”. Солдатский стиль сменяется “заборным”, появляются разные надписи, улица начинает говорить с картин художника. В это же время он открывает свой вариант беспредметного искусства — лучизм. В 1913 г. выходит его книга “Лучизм”.
Значение творчества Ларионова подчеркивают слова В. Маяковского: “Все мы прошли через Ларионова”.
Манера жены Ларионова Натальи Гончаровой отличается, она выбирала сюжетами своих картин чаще всего крестьянский труд, евангельские сцены (“Сбор урожая”, “Мытье холста”, 1910; “Рыбная ловля”, “Стрижка овец”, “Купание лошадей”, 1911) и создавала эпические произведения исконного народного быта.
Бенедикт Лифшиц писал о картинах Гончаровой 1910—1912 гг.: “По фантастическому великолепию красок, по предельной выразительности построения, по напряженности мощи фактуры казались мне настоящими сокровищами мировой живописи”. В 1914 г. состоялась персональная выставка Гончаровой в Париже, каталог к ней был напечатан с предисловием знаменитого поэта Гийома Аполинера. В 1914 г. Гончарова делает для театра костюмы и декорации к “Золотому петушку” Римского-Корсакова. Еще через год Ларионов и Гончарова уехали за границу оформлять балеты Дягилева. Связь с Россией прервалась в жизни, но не в творчестве. До самой смерти художницу занимала русская тема.
Нетрадиционное искусство Гончаровой и Ларионова было названо формализмом и надолго было вычеркнуто из истории отечественного искусства.
Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930)
Футуристическую школу возглавил В. В. Маяковский (1893—1930). Он был воспитанником МУЖВЗ, многому учился у В. Серова и равнялся на него в своих живописных работах и рисунках.
Художественное наследие Маяковского отличается значительным объемом и разнообразием. Он работал и в живописи, и почти во всех жанрах графики, от портретов (“Портрет Л. Ю. Брик”) и иллюстраций до афиш и эскизов театральных постановок (Трагедия “Владимир Маяковский”).
Маяковский обладал универсальным талантом. Его стихи на бумаге имели особую графику и ритм, часто сопровождались иллюстрациями, в декламации они требовали театрализации исполнения. Синтезированная универсальность его произведений максимально воздействовала на слушателя и читателя. С этой точки зрения для нас более всего интересны его знаменитые “Окна РОСТА”. В них Маяковский ярче всего проявил себя и как художник, и как поэт, создавший, совершенно новое явление в мировом искусстве XX в. Не смотря на то, что Маяковский “Окна” делал после революции 1917 г., мы на этой странице его творчества остановимся в этой главе.
Маяковский каждое “Окно” делал как целое стихотворение на одну тему, разбитое последовательно на “кадры” с рисунками и одной-двумя строками текста. Рифмованные и ритмичные стихи диктовали сюжет, рисунки же давали наглядное, красочное звучание слову. Причем тогдашние зрители “Окон”, привыкшие к немому кинематографу, читали надписи вслух, и таким образом плакаты реально “озвучивались”. Так возникало целостное восприятие “Окон”.
В своих рисунках Маяковский с одной стороны, прямо продолжал традицию русских лубочных картинок, с другой — опирался на опыт новейшей живописи М. Ларионова, Н. Гончаровой, К. Малевича, В. Татлина, которым более всего принадлежала заслуга воскрешения живого отношения к живому искусству начала XX в. Так на скрещении 3-х искусств — поэзии, живописи и кинематографа — возник новый вид искусства, ставший значительным явлением современной культуры, в котором слова читаются как рисунки, а упрощенные до схемы рисунки (красный — рабочий, фиолетовый — буржуй, зеленый — крестьянин, синий — белогвардеец, голод, разруха, коммуна, Врангель, вошь, рука, глаз, винтовка, земной шар) читаются как слова. Этот стиль сам Маяковский называл “революционным стилем”. Рисунок и слово в них неотделимы друг от друга и во взаимодействии составляют единый язык идеографии. Нужно отметить, что многие единомышленники Маяковского — кубофутуристы — были одновременно поэтами и художниками, и свои поэтические произведения нередко изображали графическим языком (“Железобетонная поэма” Давида Бурлюка).
Василий Васильевич Кандинский (1866—1944)
Абстракционизм в русском варианте развивался в двух направлениях: у Кандинского это спонтанная, иррациональная игра цветовых пятен, У Малевича — видимость математически-выверенных рационально-геометрических построений. В. В. Кандинский (1866—1944) и К. С. Малевич (1878—1935) были теоретиками и практиками абстракционизма. Поэтому их полотна трудно понять, не зная их теоретических трудов, понять, что стоит за всевозможными комбинациями первичных элементов — линий, цветов, геометрических форм.
Так, Василий Кандинский рассматривал абстрактную форму, как выражение внутреннего духовного состояния человека (“Истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом “из художника”). Он один из первых поставил перед искусством цель сознательного “высвобождения” художником на холсте энергии движения, цвета, звука. А их синтез для Кандинского — это “ступени” к будущему нравственному, духовному очищению человека. Кандинский полагал, что “цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет — это клавиш; глаз — молоток; душа — многострунный рояль”. Художник посредством клавиш целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу. Цвета и формы Кандинский трактовал произвольно: желтому цвету он приписывал некий “сверхчувственный”, а синему — некий “тормозящий движение” характер (потом характеристики также случайно менял), вершину остроконечного треугольника он рассматривал как движение вверх, как “изображение духовной жизни” и объявлял “выражением неизмеримой внутренней печали”.
Воплощая свою теорию на практике, Кандинский создавал абстрактные произведения трех типов — импрессии, импровизации и композиции, в равной мере лишенные смысла, не связанные с жизнью. Но “схемы движения цвета” не давали результатов, цветные геометрические формы не теряли статичности и Кандинский обратился к музыке, но не модернистической (например, музыке Шенберга), а к “Картинкам с выставки” Мусоргского — но сочетать несочетаемое, дело неблагодарное (зрелище в театре в Дессау в 1928 г. было однообразным и утомительным: актеры передвигались по сцене с абстрактными формами треугольников, ромбов, квадратов; подобный киноэксперимент с венгерской рапсодией Листа тоже был неудачным). Самым выдающимся периодом в творчестве Кандинского являются 1910-е гг. В поздние годы Кандинский утратил уникальность этого времени.
Кандинский поздно начал путь профессионального художника. Он учился в гимназии в Одессе, затем в Московском университете изучал право, интересовался этнографией, предпринял несколько путешествий по России, связанных с его научными интересами, к 30-ти годам он готов был возглавить кафедру в Дерпе (Тарту), однако резко переменил свои намерения и уехал в Мюнхен для обучения живописи. Жизнь в искусстве продолжалась около 50 лет.
Ученичество было недолгим. Кандинский начал искать свое лицо. С друзьями он создает “Фалангу” (1901—1904). Ее опыт не пропал даром, именно благодаря Кандинскому возникли знаменитые общества “Новое художественное объединение” (1909), “Синий всадник” (1911). Восприняв парижский фовизм, немецкий экспрессионизм, Кандинский создавал свое оригинальное искусство.
В годы 1-й мировой войны он жил в России. Октябрьская революция вернула Кандинского к активной организаторской, педагогической и научной деятельности. Он участвовал в создании музея живописной культуры, ряда провинциальных музеев, организации Государственной академии художественных наук, руководит Институтом художественной культуры, преподает во Вхутемасе — знаменитом московском высшем учебном заведении, провозгласившем новые принципы художественной педагогики и т. д. Но не все ладилось, и в конце 1921 г. художник покинул Россию и отправился в Берлин, откуда через несколько месяцев переехал в Веймар, а в 1925 г. — в Дессау и работал в художественном институте Баухауз. Фашисты объявили его искусство дегенеративным, он уехал во Францию, там и умер.
Казимир Малевич (1878—1935)
Казимир Малевич тоже считал недостойным настоящего художника изображать реальный мир. В своем движении к обобщению он от импрессионизма через кубофутуризм пришел к супрематизму (1913; Супрематизм — от польского — высший, недосягаемый; польский был родным языком для Малевича). Супрематизм рассматривался его создателем как высшая по отношению к фигурному искусству форма творчества и был призван воссоздавать с помощью комбинаций окрашенных в разные тона геометрических фигур пространственную структуру (“живописную архитектонику” мира) и передать некие космические закономерности. В его беспредметных картинах, отказавшихся от земных “ориентиров”, исчезло представление о “верхе” и “низе”, о “левом” и “правом” — все направления равноправны, как во вселенной. А “Черный квадрат”(1916) Малевича символизировал начало новой эры в искусстве, основывающейся на полном геометризме и схематизме форм. В 1916 г. в письме А. Н. Бенуа Малевич так выразил свое “кредо”: “Все, что мы видим на полях искусства, — все это одни и те же перепевы прошлого. Мир наш с каждым полувеком обогащается творчеством гениального творца — “техники”! Но “Мир искусства” чем обогатил современное ему время? Подарил пару кринолинов и несколько петровских мундиров.
Вот почему я зову только к тем, кто сможет дать настоящему времени свой плод искусства. И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем. Не правда ли? Я не слушал отцов, я не похож на них.
И я ступень.
Я понимаю вас, вы отцы и хотите, чтобы дети ваши были похожи на вас. И гоняете их на пастбище старого и клеймите их молодую душу штемпелями благонадежности, как в участке паспорта.
У меня одна голая без рамы (как карманная) икона моего времени”.
Супрематизм Малевича прошел три стадии: черную, белую и цветную. Философской основой искусства супрематизма К. Малевич считал интуитивизм. “Интуиция, — писал он, — толкает волю к творческому началу, а чтобы выйти к нему, необходимо отвязаться от предметного, нужно создавать новые знаки… Дойдя до полного аннулирования предметности в искусстве, станем на творческую дорогу создания новообразований, избегнем всякого жонглирования на проволоке искусства разными предметами, чем упражняются теперь… школы изобразительного искусства”. Если абстракционизм Малевича и Кандинского развивался первоначально исключительно в пределах станковой живописи, то в творчестве В. Е. Татлина (1885—1953) объектом абстрактного эксперимента становится фактура. Татлин сочетает разные материалы — жесть, дерево, стекло, преобразуя картинную плоскость в подобие скульптурного рельефа. В так называемых контррельефах Татлина “героями” оказываются не действительные предметы, а отвлеченные категории фактуры — грубое, хрупкое, вязкое, мягкое, сверкающее, — которые живут между собой без конкретного изобразительного сюжета.
Такого рода искусство считалось современным, отвечающим времени машинной эпохи.
Необходимо помнить, что социальная и культурная среда, сформировавшая мировоззрение Ларионова, Малевича и Татлина, резко отличалась от среды Бакста, Бенуа, Сомова. Они происходили из простых семей, без малейших претензий на высшую культуру, и рано бросили школу. Они не подверглись воздействию мощной культурной традиции, как художники “Мира искусства”, поэтому неправомочно их объединять с идеями утонченного символизма и с высшей математикой. Они были непосредственными, стихийными художниками, подчинявшимися инстинкту, интуиции, а не трезвому расчету, и культурное влияние на них оказали не спиритические сеансы и не таблица химических элементов Менделеева, а цирк, ярмарка и жизнь улицы.
Выводы
Подводя итоги, отметим, что основными особенностями искусства этого периода являются — демократизм, революционность, синтезированность (взаимодействие, взаимосвязь, взаимопроникновение видов искусства).
Отечественное искусство шагало в ногу со временем, в нем присутствовали самые различные направления (реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, футуризм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, примитивизм и др.). Еще никогда не было такого идейного разброда, столь разноречивых исканий и тенденций и такого обилия имен. Одно за другим возникали новые объединения с крикливыми манифестами и декларациями. Каждое из направлений претендовало на исключительную роль. Молодые художники старались обескуражить зрителя, вызвать недоумение, смех.
Своеобразное одичание (часто художники из левого крыла называли себя “дикими”) доходило до грубого ниспровержения авторитетов. Так в отрицании реалистического искусства дошли до “суда над Репиным” в Московском Политехническом музее. Но как бы то ни было, это одна из самых интересных и неоднозначных страниц русского искусства, о которой разговор никогда не будет скучным, однозначным и законченным. Фантастически-иррациональное начало лежит в творчестве замечательного художника из Витебска М. З. Шагала (1887—1985). Со своей философией живописи Шагал коротко учился у Ю. Пэна в Витебске и у Бакста в Петербурге.