Музыка между мировыми войнами (1918—1939)

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

Музыкальное искусство этого времени представляло собой довольно пеструю и разночтивую картину. В ней присутствовали авангардистские эксперименты, начатые еще в начале века, политические песни, симфоническая музыка, оперы, оперетты, мюзиклы, в это время рождается джаз.

Остановимся лишь на некоторых направлениях музыкального искусства.

Главная “болезнь” XX в. — утрата положительного идеала — распространилась и на музыку. В музыкальном искусстве гораздо ярче показаны образцы зла и разрушения, чем образы добра и созидания. Это чувствуется в творчестве различных композиторов: австрийца Густава Малера (вокальная симфония “Песнь о земле”), немцев Арнольда Шенберга, Альбана Берга ( экспрессионистическими произведениями они выносят приговор действительности).

В поисках положительного идеала многие композиторы встали в ряды движения Народный фронт. Многие французские, немецкие (Эйслер) и др. композиторы писали массовые песни. Тема патриотизма, протеста против насилия и жестокости звучит и в оратории Артюра Онеггера “Жанна д’Арк на костре”. Немногие писали музыку для музицирующих людей (Пауль Хиндемит) и пропагандировали музыкальную классику среди народных масс (Антон Веберн). Большинство же композиторов все больше отрывались от массового слушателя, придавались писанию музыки ради музыки. Такие произведения, выражающие внутренний мир композитора сложным музыкальным языком, были не доступны для понимания. В этом русле продолжала свою работу новая Венская школа во главе с Шенбергом, но с приходом фашизма, композитор эмигрировал в США в 1933 г. Пути обновления лежали через обращение к классическим сюжетам, старинным музыкальным формам (“Царь Эдип” привлек трех композиторов Р. Леонквалло в 1920, И. Стравинского в 1927, Д. Энеску 1932) и фольклору (русские песни Стравинского, испанские песни Мануэля де Фалья, деревенские венгерские напевы Бартока).

В 20-е гг. новая волна в музыкальном искусстве Франции была связана с творчеством знаменитой “Шестерки”. В нее входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк и Ж. Тайфер. Всех этих музыкантов объединял главный творческий принцип: создавать произведения, лишенные ложного пафоса, близкие к повседневной жизни со всей ее прозой и обыденностью.

Творческие единомышленники, композиторы “Шестерки” шли разными путями. Причем трое из них — Онеггер, Мийо и Пуленк — плодотворно работали в жанре оперы, продолжив новаторские поиски К. Дебюсси и М. Равеля, автора таких ярких сочинений, как опера-буффа “Испанский час” и фантастическая опера “Дитя и волшебство”.

Так, Мийо в 1930 г. написал оперу “Христофор Колумб”, в которой старается расширить привычные рамки оперных средств: он создает массовое действо, привлекая даже киноэффекты. Свою оперу композитор предназначал для исполнения на улице перед широкой аудиторией. Подобная же задача — вынесение оперного спектакля из театра непосредственно на открытый воздух — увлекла и Онеггера. Она реализовалась в опере-оратории “Жанна д’Арк на костре”.

Совершенно иным сочинением, отличным от грандиозных опер-мистерий, стала моноопера Пуленка “Человеческий голос”. Произведение, длящееся около часа, представляет собой разговор по телефону женщины, покинутой своим возлюбленным. В этой опере было всего одно действующее лицо. Это было новым шагом в оперном искусстве.

В связи с острой социально-политической ситуацией развивается жанр политической песни, песни борьбы за социальную справедливость. Трибуном пролетарского искусства было творчество Ханса Эйслера (1898—1962). Как выпускник Венской консерватории и школы Шенберга он писал симфоническую, камерную музыку, музыку к кино, а своими песнями активно участвовал в революционной борьбе германского пролетариата. Идейно и творчески сотрудничал с Б. Брехтом и Э. Бушем (1900—1980), исполнителем рабочих и революционных песен, узником фашистских концлагерей, в будущем актером “Берлинер ансамбль”. Песни Эйслера “Песня солидарности”, “Коминтерн”, “Красный Веддинг” отличались четкостью и волевым устремлением, остротой и динамикой мелодики, а также джазовым типом сопровождения — цепь аккордов, создающих динамичный ритмичный фон. В “Балладе о солдате” на слова Б. Брехта в музыке чувствуется призывно революционное звучание и памфлетная интонация, контрастность и динамизм образов при джазово-фокстротном аккомпанементе. Это придает звучанию ироничную интонацию. Непосредственным откликом на фашистский переворот явилась “Песня единого фронта” (1934) на слова Брехта. Выразительная мелодия, суровость и непреклонность ритма песни звали к сопротивлению. Песни Эйслера участвовали в борьбе и испанского народа против фашизма (“Песня болотных солдат” и др.).

Продолжала свою работу новая Венская школа во главе с Шенбергом, но с приходом фашизма, композитор эмигрировал в США в 1933 г.

В 20-е гг. в музыкальную культуру Европы властно вторгается джаз. Джаз — ярчайшее выражение эстетики поколений 20—30-х гг., эпохи крушения идеалов.

Родиной джаза является Америка. Искусство джаза выросло на основе жанров афро-американского фольклора (негритянского, английского и испанского). Но в условиях американской и европейской эстрады афро-американские истоки сильно изменились. От народной негритянской музыки сохранился свинг и блюз, т. е. искусство коллективной импровизации на основе повторяющейся мелодии и ритмического звучания и полиритмия — одновременное сочетание различных ритмов. Поэтому в джазовых оркестрах нет точно фиксированного состава инструментов (саксофонов, труб, банджо, гитар, фортепиано и др.).

Джаз быстро был взят на вооружение “индустрии развлечений”, стало много появляться джазовых оркестров и ансамблей. Но всемирно известной стала джазовая классика, о появлении которой уже можно говорить в 30-х гг.

Одним из первых представителей джазовой классики является Дюк Элингтон (1899—1974; настоящее имя — Эдгар Кеннеди). Имя Дюк (герцог) — это его мальчишечье прозвище, которое он сохранил на всю жизнь. Элингтон был талантливым пианистом и композитором, он привлекал в свой оркестр великолепных музыкантов-виртуозов. Его джаз завоевал мировую известность благодаря профессионализму, он работал с музыкантами по несколько часов в сутки и ставил перед исполнителями высокие задачи. “Я хочу привить слушателям вкус к произведениям, рассказывающим правду об американских неграх”, говорил Элингтон. Этот оркестр впервые исполнил знаменитые “Караван” (1936, мелодию написал тромбонист Хуан Тизол), “Панорама в степи”, “Ко-ко” и др. (В 1971 г. джаз Элингтона гастролировал в СССР.)

Еще одним классиком является Луи Даниел Армстронг (1900—1971) — американский трубач и певец. Армстронгу принадлежит заслуга в создании джаз-ансамблей, секстета “Все звезды Луи Армстронга” и др. Он писал и исполнял песни. Его стиль отличала свободная импровизация и трактовка популярных мелодий, основанных на традиции блюза. Он неоднократно снимался в кино и был киноидолом, на которого равнялась молодежь. В подражание ему многие стали носить носовые платки. (“Луи всегда держал в руке платок, потому что на сцене и на улице он сильно потел… в знак симпатии к нему все юнцы ходили с платками в руке”…)

Луи Армстронг записал более 2 тыс. песен и композиций. За значительный вклад в развитие джаза французская фирма “Сеомер” подарила ему трубу из чистого золота. Его трубу и рычание хриплого голоса знали и знают во всем мире.

…И скрытою местью раба
за цепи невольничьи предков
всех в рабство,
как малолетков,
захватывала труба…
     Е. Евтушенко. Труба Армстронга

Всемирную известность получила американская негритянская певица Элла Фицджералд. Как и Армстронг, она не получила профессионального образования. Ее восхождение к славе началось в 1934г., когда она стала солисткой оркестра Чика Уэбба. Тогда в ее исполнении прозвучали мелодии и песни, которые потом исполнялись всеми оркестрами и стали джазовой классикой (“Не поступай так”, “Танцы в Савойе”). В 1935 г. Элла Фицджералд записывает свою первую пластинку “Любовь и поцелуи”, с триумфом выступает в разных городах, ее записи расходятся огромным тиражом. После смерти Ч. Уэбба в 1939 г. она возглавляет оркестр и работает с ним до1942 г.

Элла Фицджералд обладала счастливым талантом превращать обычную популярную мелодию в шедевр, а композицию в искусство благодаря своему мастерству вокальной импровизации.

В джазе различают несколько разновидностей. Кроме импровизационного джаза (“Горячего джаза”), в котором сквозь эстрадный блеск всегда просвечивала его народная основа, существовал коммерческий (“Приятный джаз”), имеющий шаблонный эстрадный характер, используемый как танцевальный аккомпанемент. Благодаря систематической записи джазовых пьес с 1923 г. джаз завоевывал все больше поклонников, среди них были и композиторы серьезной музыки. Дебюсси, Равель, Мийо, Онеггер, Стравинскийи др. отдавали дань джазовым ритмам и джазовым приемам оркестровки.

Афро-американский фольклор питал собой яркое творчество Джорджа Гершвина (1899—1937), автора знаменитой “Рапсодии в стиле блюз” для фортепиано и симфонического оркестра. Это был смелый опыт соединения мелодики и ритмов негритянских блюзов — печальных и страстных любовных песен с классической формой фортепианного концерта. За ним последовал другой фортепианный концерт (без названия), симфоническая пьеса “Американец в Париже” и, наконец, вершина творчества Гершвина — опера “Порги и Бесс”, реалистическая музыкальная драма из жизни негритянской бедноты. Опера проникнута глубоким сочувствием к неграм и любовью к их музыке, талантливо использованной в этом произведении.

Джорджа Гершвина называли “надеждой американской музыки”, но он рано умер. А другие композиторы, талантливые и одаренные, не смогли создать национальной творческой школы, следовали по путям, проторенным европейской музыкой.