Советский театр второй половины ХХ века
Соцреалистический диктат сказался и на театре. От постановщиков требовали сдачу спектакля по частям, это вело к мелочной опеке над авторами, вносило нервозность в театральные коллективы и затягивало постановку новых спектаклей. Театры ставили в сезон не более 2-3 новых пьес.
Не в лучшую сторону на качестве пьес сказалась распространенная тогда теория бесконфликтности, в которой утверждалось, что в социалистическом обществе может быть только борьба “хорошего” с “отличным”. В таких пьесах действительность “лакировалась”, они носили условный приподнято-напыщенный характер.
Кроме того вредной была тенденция выравнивания всех театров под МХАТ, нивелировка художественных направлений и творческих индивидуальностей. Все это резко тормозило естественную логику развития культуры и искусства, приводило к их обеднению. Так, в1949 г. были сняты с постов руководителей театров А. Я. Таиров (Камерный театр) и Н. П. Акимов (Ленинградский театр комедии), в1950 г. закрыты Камерный и Еврейские театры.
Процесс оздоровления начинается с середины 50-х гг. Он начинается с освоения наследия корифеев советского театра, очищения от догматизма и канонизации, заново осмысляются традиции Станиславского, Немировича-Данченко, Вахтангова, Таирова, Мейерхольда.
Режиссура становится активной действенной силой. В театре плодотворно работают 3 поколения режиссеров, те кто начинал творческий путь в 20—30-е гг. (Н. П. Охлопков, Н. П. Акимов, А. Д. Попов и др.), те, кто пришел в театр в конце 30-х — начале 40-х гг. (Л. В. Варпаховский, А. А. Гончаров, Г. А. Товстоногов и др.), молодые режиссеры (О. Н. Ефремов, А. В. Эфрос и др.).
В эти годы открываются новые театры, завоевавшие популярность и любовь зрителей смелостью постановки проблем и художественных решений. В 1957 г. открылся “Современник”, ядро труппы которого составили выпускники Школы-студии МХАТа (руководитель Олег Ефремов). Театр поставил перед собой задачу — освоение современной темы. Открылся театр спектаклем “Вечно живые” В. С. Розова.
В 1964 г. открылся Театр драмы и комедии на Таганке (руководитель Юрий Любимов), куда вошли выпускники Училища им. Б. В. Щукина.
Одним из ведущих театров страны становится Ленинградский Большой драматический театр им. Горького (БДТ). В спектаклях Г. А. Товстоногова органически сочетались традиции психологического реализма с яркими формами театральной выразительности. Постановки “Идиота” по Достоевскому, “Варваров” Горького стали примером глубокого новаторского прочтения классики. В князе Мышкине (“Идиот”) в исполнении И. М. Смоктуновского зрители почувствовали “весну света”, вечно живое, человеческое в человеке.
В 1963 г. А. В. Эфрос возглавил Московский театр Ленинского комсомола (Ленком), где поставил серию отмеченных напряженным духовным поиском спектаклей: “104 страницы про любовь”, “Снимается кино” Э. С. Радзинского, “Мой бедный Марат” А. Н. Арбузова, “В день свадьбы” В. С. Розова, “Чайка” Чехова, “Мольер” М. А. Булгакова. В 1967 г. вместе с группой актеров-единомышленников (О. М. Яковлевой, А. А. Ширвиндтом, Л. К. Дуровым, А. И. Дмитриевой и др.) он переходит в Московский драматический театр на Малой Бронной.
В 60-е гг. расширяется диапазон взаимодействия национальных культур. Входят в повседневную практику переводы и постановки пьес авторов из союзных и автономных республик, Всесоюзные смотры национальной драматургии. На многих языках играют пьесы А. М. Корнейчука, А. Е. Макаенка, Н. В. Думбадзе, ставят инсценировки по Ч. Айтматову и др.
Интерес к современной теме, характерный для этого периода, сочетается с пристальным вниманием к истории нашей страны. Впервые ставится пьеса М. Ф. Шатрова “Шестое июля”, продолжавшая традиции советской Ленинианы. В 1965 г. в театре на Таганке состоялась премьера спектакля “Десять дней, которые потрясли мир” по мотивам книги Д. Рида, воскресившего стихию послереволюционного агитационного театра. Г. А. Товстоногов в БДТ осуществил постановку “Поднятой целины” по М. Шолохову в 1965 г. Пьесы М. Булгакова, К. Тренева, Вс. Иванова, М. Шатрова вновь вошли в репертуары театров.
60-е гг. стали временем очищения классики от сценических штампов. Пьесы Лермонтова, Грибоедова, Чехова, Островского, П. Бомарше, И. Гончарова, Горького в постановках Ю. Завадского в Театре им. Моссовета, М. А. Захарова в Ленкоме, Г. Б. Волчек в “Современнике”, В. Н. Плучека в Театре сатиры, Г. А. Товстоногова в БДТ, Л. Е. Хейфица на сцене Центрального театра Советской Армии в Москве получили новую жизнь и надолго вошли в репертуар многих театров страны.
Лучшие традиции русского театрального искусства продолжал и продолжает Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина (до революции это был Александринский театр). Здесь работал выдающийся советский актер Николай Константинович Черкасов (1903—1966). В 1975 г. художественным руководителем театра стал народный артист СССР Игорь Олегович Горбачев (р. 1927). Театр ставит пьесы русской, советской и зарубежной классики (Пушкин, Чехов, Гоголь, Островский, Л. Толстой, Горький, Арбузов, Афиногенов и др.).
В 70-е гг. давали о себе знать противоречия застоя. Новая драматургия с трудом доходила до сцены, режиссерские эксперименты всячески ущемлялись. Вошли в практику бесконечные доработки и компромиссы. Создатели боролись за жизнь каждого спектакля. Такие спектакли, как “Человек со стороны” в Театре на Малой Бронной, “А зори здесь тихие”, “Гамлет” в Театре на Таганке, “Соло для часов с боем”, “Заседание парткома”, “Обратная связь “во МХАТе, стали событиями не только художественной, но и общественной жизни.
Стремление к жизненной правде и свободе творчества вызвало сильное противодействие со стороны некоторых представителей критики, воспитанных на героико-монументальном искусстве, которое официально насаждалось в предшествующие десятилетия. Многие подготовленные к выпуску спектакли запрещались, они для нас безвозвратно утрачены.
Острая потребность в обновлении актерского сценического реализма породила такое явление, как малые сцены, здесь обычно ставилось то, что невозможно было поставить на главных сценах.
Динамику театрального процесса 70—80-х г. определяли режиссеры старшего поколения.
Обновление МХАТа связано с приходом туда О. Н. Ефремова (1970), возродившего угасшие традиции Станиславского и Немировича-Данченко. В эти годы в труппу пришли яркие интересные актеры разных поколений: И. М. Смоктуновский, Е. А. Евстигнеев, А. А. Калягин, А. А. Вертинская, Е. С. Васильева, И. С. Саввина, О. И. Борисов, О. П. Табаков и др.
Ефремов поставил цикл чеховских спектаклей (“Иванов”, “Чайка”, “Дядя Ваня”), вернул мхатовской сцене острое видение современности в спектаклях “Заседание парткома”, “Обратная связь”, “Мы, нижеподписавшиеся” А. И. Гельмана, продолжил работу над сценической Ленинианой, поставил пьесу М. Ф. Шатрова “Так победим!”, где образ Ленина создал А. А. Калягин.
Но в середине 80-х гг. МХАТ переживал не лучшие дни. Стало очевидно, что коллектив театра неоправданно разросся, часть труппы использовалась не в полную меру и в 1087 г. было принято решение о разделении его на 2 самостоятельных театральных коллектива, вошедших в объединение “Московский художественный театр”. Во главе труппы, выступающей в проезде Художественного театра, встал Ефремов, труппу, работающую в здании на Тверском бульваре, возглавила Татьяна Доронина.
По-прежнему органичным и живым было искусство Ленинградского БДТ, руководимого Георгием Александровичем Товстоноговым (1913—1989). Его спектакли, будь то постановки классики (“Ревизор”, Гоголя, “История лошади” по Л. Толстому, “Ханума” А. Цагарели или современные драмы (“Прошлым летом в Чулимске” А. В. Вампилова, отличались глубиной психологического анализа, масштабностью исторического видения и бесспорным художественными достоинствами. Успеху спектаклей у зрителей способствовал прекрасный творческий коллектив — Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, Е. З. Копелян, О. Б. Басилашвили и др.
Необычайно плодотворной и зрелой стала режиссерская деятельность Анатолия Васильевича Эфроса (1925—1987). Одним из самых впечатляющих “производственных” спектаклей стал “Человек со стороны” по пьесе И. М.Дворецкого. В середине 70-х гг. Эфрос отходит от современной тематики и сосредотачивается на интерпретации классики (“Три сестры” Чехова, “Ромео и Джульетта” Шекспира, “Дон Жуан” Мольера и др.).
В 1973 г. Московский театр Ленинского комсомола возглавил М. А. Захаров. В репертуаре появились спектакли, наполненные музыкой, танцами, сложными режиссерскими постановками — “Тиль” Г. Горина, “Юнона” и “Авось” на стихи А. Вознесенского с музыкой А. Рыбникова, “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” (по драматической кантате П. Неруды). Зрелищная форма, использование рок-музыки, современная хореография, новейшие достижения в свето- и радиотехнике не заслонили, а лишь подчеркнули глубину и серьезность содержания. Эти спектакли получили достойную оценку советских и зарубежных зрителей. Спектакли театра видели зрители Франции, Португалии, Болгарии, Греции, Италии, Польши и др.
Театр предлагал молодежной аудитории серьезное прочтение классики (“Иванов”, “Оптимистическая трагедия”), знакомил ее с новой драматургией (“Жестокие игры” А. Н. Арбузова, “Три девушки в голубом” Л. С. Петрушевской), обращался к ленинской теме (“Синие кони на красной траве” Шатрова и др.).
В коллективе театра работали Е. П. Леонов, Т. И. Пельцер, работают О. И. Янковский, Н. М. Чурикова, Н. П. Караченцев и мн. др.
С уходом во МХАТ Олега Ефремова (р. 1927), “Современник” не прекратил своего существования, его возглавила Галина Борисовна Волчек (р. 1933). Театр остался верен своим традициям. В нем ставились пьесы Вампилова, Шукшина, Гельмана, Галина, делались инсценировки произведений К. Симонова (“Из записок Лопатина”), Б. Васильева (“Не стреляете в белых лебедей”), Г. Бакланова (“Навеки — девятнадцатилетние”), Ч. Айтматова (“Плаха”).
Театр постоянно обращается к русскому классическому наследию Гоголя, Чехова, Горького, к зарубежным классическим и зарубежным пьесам.
В современнике выросло не одно поколение замечательных актеров, получивших известность работами в театре, в кино, на телевидении: О. Табаков, М. Казаков, В. Гафт, И. Кваша, Л. Ахеджакова, М. Неелова, Е. Яковлева и др.
К лучшим произведениям современной прозы и классики обращался Театр драмы и комедии на Таганке. Зрители полюбили искусство Владимира Высоцкого, Аллы Демидовой, Валерия Золотухина, Леонида Филатова и др. Но художественному руководителю Юрию Любимову приходилось все время противостоять административным указкам и придиркам “сверху”. После запрещения нескольких спектаклей Любимов уехал из страны. В 1987 г. на какое-то время художественным руководителем театра стал Николай Губенко.
Заметное место среди театральных коллективов всегда занимал Театр им. Е. Вахтангова, который отличался своими традициями, заложенными его основателем. Ученики Вахтангова и ученики его учеников творчески развивали наследство учителя, закрепив за театром славу одного из лучших в стране. В 1939—1968 гг. главным режиссером театра был народный артист СССР Рубен Николаевич Симонов. Под его руководством творческий коллектив вахтанговцев добился больших успехов и международного признания. Его сын, народный артист СССР Евгений Рубенович Симонов (р. 1925), возглавлял театр с 1968 по 1987 г. Сейчас художественным руководителем театра является народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Михаил Александрович Ульянов (р. 1927). Замечательный актерский коллектив позволяет театру брать самую разноплановую драматургию. На подмостках вахтанговской сцены блистали имена Р. Н. Симонова, Б. В. Щукина, Б. Е. Захавы, А. Л. Абрикосова, Ц. Л. Мансуровой, Е. Г. Алексеевой и др., их эстафету подхватили Ю. К. Борисова, В. С. Лановой, М. А. Ульянов, В. А. Этуш, Ю. В. Яковлев, Л. Мансурова и др.
Разнообразием репертуара и тяготением к яркой сценической форме тяготели спектакли Театра им. Маяковского, возглавляемого А. А. Гончаровым, и имеющего яркий актерский коллектив (А. Джигарханян, С. Немоляева и др.).
В лучших постановках Театра сатиры (руководитель В. Н. Плучек), зрителей привлекало мастерство актеров А. Д. Папанова, Г. П. Менглета, А. А. Миронова, О. А. Аросевой, А. А. Ширвинда, М. Державина и др.
Творческими поисками отмечена работа Театра им. Моссовета, известного именами замечательных актеров, — В. П. Марецкой, Ф. Г. Раневской, Р. Я. Плятта и др.
Интересно работают также московские театры пластической драмы, мимики и жеста, театра теней и др.
Благодаря талантливой режиссуре А. Ю. Хайкина, П. Л. Монастырского, Н. Ю. Орлова и самобытным артистам устойчивым зрительским интересом в 70—80-х гг. пользовались постановки драматических театров в Омске, Куйбышеве, Челябинске.
В эти годы происходил сложный процесс рождения нового режиссерского поколения. Запоминающиеся спектакли делали А. А. Васильев, Л. А. Додин, Ю. И. Еремин, К. М. Гинкас, Г. Д. Черняховский, Р. Г. Виктюк.
Перестройка принесла свободу выбора репертуара и творчества. В театрах стали ставиться остросоциальные пьесы (“Стена” в Современнике, “Серебряная свадьба” во МХАТе, “Говори!” в театре им. Ермоловой и др.), пьесы, запрещенные ранее (“Самоубийца” репрессированного в сталинские времена Н. Р. Эрдмана, “Собачье сердце” М. Булгакова, “14 красных избушек” А. Платонова и др.).
Ведущим направлением в театральной жизни стало студийное движение, заметное место в котором заняли Театр-студия на Юго-Западе (гл. реж. В. Белякович), Театр-студия “У Никитских ворот” (гл. реж. М. Розовский), Театр-студия О. Табакова, Театр-студия “На досках” (гл. реж. С. Кургинян).
Но перевод театров на рыночную основу отразился на коньюктаризации репертуара (постановки Р. Виктюка “Служанки”, “Мадам Баттерфляй” и др.), на подорожании билетов, что приводит к отлучению от театра многих людей.
Верится, что лозунг “Искусство должно служить народу” будет осознан театром заново.