Белорусская литература второй̆ половины XX века

В сложных условиях развивалась литература в послевоенные десятилетия. Репрессии и война вычеркнули из рядов писателей многих. Но в литературу пришло молодое поколение, писатели-фронтовики, им было что сказать народу. Если в 1945 г. в Союзе писателей БССР насчитывалось 47 человек, то в середине 1949 г. — уже 91 человек. Ряды писателей пополнили Янка Брыль, Иван Мележ (1921—1976), Анатоль Вялюгин (1923—1994), Микола Гамолка (1922—1992), Тарас Хадкевич (1912—1975), Иван Шамякин (р. 1921), Андрей Макаенок (1920—1982) и др.

Продолжали свой творческий труд писатели старшего поколения Якуб Колас (“Рыбакова хата”, 1949, Сталинская премия), Пятрусь Бровка (поэма “Хлеб”, Сталинская премия), Аркадий Кулешов (поэма “Новае рэчышча”, 1949, Сталинская премия). В этих произведениях много было патетики, мало правды жизни.

Понятно, что большинство прозаичных произведений было связано с только что отгремевшей войной. Это романы Ивана Шемякина “Глыбокая плынь” (1949, Сталинская премия в 1951), Миколы Ткачева “Згуртаванасць” (1951), драматургические произведения Кандрата Крапивы “З народам” (1948), Кастуся Губаревича “Брэсцкая крэпасць” (1952) и др. Темы восстановления хозяйства, “холодной войны”, идеологической борьбы в международных отношениях, и др. находили отражение в творчестве писателей Беларуси. В условиях культа личности Сталина создавалось много произведений, которые лакировали действительность, воспевали “отца народов”. К 70-летию Сталина белорусские поэты сочинили “Письмо Великому Сталину от белорусского народа”:

Як чыстая, празрыстая крынiца
Струменнем несцiхаючым бруiць,
Так з сэрцаў нашых да цябе бруiцца
Любоў жывым струменнем, як з крынiц.
Ты наша сонца, наша красаванне.
Жыви ж, наш бацька любы, многа год,
Прыми ж ад сэрцаў чыстых прывiтанне,
Што беларускi шле табе народ!

Вся литературная жизнь протекала под началом Главлита, который возобновил свою деятельность с 1943 г. Под началом этого административного органа проводилась официальная политика против “националистических” настроений среди писателей республики. Патриотические, исторические произведения не допускались к печати. Крамолой было воспевать родную землю, природу, язык. В этой связи были запрещены и 160 стихотворений Янки Купалы, в которых поэт высказывал национально-освободительные идеи.

После смерти Сталина в 1953 г. появляются правдивые произведения: повесть Я. Брыля “На Быстрынцы” о сложностях послевоенной деревни, 4-томный роман-эпопея М. Лынькова “Векапомныя днi”. Среди драматургов выделился талант А. Макаенка. Он в 1953 г. написал комедию “Выбачайце, калi ласка!” о советском карьеризме, показухе, непрофессионализме руководящих властей.

В эти годы в литературу возвращаются реабелитированные писатели Андрей Александрович, Рыгор Березкин, Язеп Пуща, Ян Скрыган, Станислав Шушкевич, Владимир Дубовка и др. Они принесли свой взгляд на проблемы сталинизма, жизни общества и страны.

В 1956 г. возобновилось присуждение Ленинских премий за наиболее выдающиеся работы в литературе и искусстве. В 1962 г. ее получил П. Бровка за сборник “А днi iдуць...”, в 1972 г. Иван Мележ за романы “Людзi на балоце” и “Подых навальнiцы” из трилогии “Палесская хронiка”, в 1978 г. — Максим Танк за сборник стихов “Нарачанскiя сосны”.

В декабре 1957 г. Союз писателей БССР и Министерство культуры республики создали литературные премии имени Я. Коласа за лучшие произведения прозы и литературной критики и имени Я. Купалы за лучшие произведения поэзии и драматургии. В 1965 г. эти премии получили статус Государственных премий БССР в области литературы, музыки и искусства. С 1971 г. они стали присуждаться не один раз в год, а в два года (каждый четный год).

Ярким явлением культуры стало творчество поэтов-шестидесятников. Нил Гилевич (за книгу стихов “У добрай згодзе” Государственная премия БССР имени Янки Купалы в 1980 г.), Рыгор Барадулин (за сборник стихов “Рунь”, лауреат Государственной премии БССР в1976 г.), Генадь Буравкин, Анатоль Грачаников, и др. обогатили своим творчеством белорусскую литературу.

В 60—70-е гг. в литературу приходит целая плеяда женщин-поэтесс, среди них Данута Бичель-Загнетова (Государственная премия в 1984 г. за сборник стихов “Дзе ходзяць басанож”), Раиса Боровикова, Нина Матяж, Галина Коржаневская, Валентина Ковтун, Таиса Бондарь, Евгения Янищиц (1848—1988; Государственная премия за книгу поэзии “Люстэрка для самотнай”). Приход женщин сделал поэзию более лиричной и романтичной.

В 60-е гг. была сделана попытка пересмотреть процессы белорусского возрождения в начале XX в., но это закончилось для доктора филологических наук Михаила Ларченко обвинением в национализме.

В 60-е гг. раскрылся разносторонний талант Владимира Короткевича (1930—1984). После поэтических сборников писатель обращается к жанру исторической прозы, который был фактически запрещен в 30—40-е гг. Его романы “Дзікае паляванне караля Стаха”, “Хрыстос прызямліўся у Гародні” (1972), “Чорны замак Альшанскі” (1983; Государственная премия им Я. Коласа) были встречены с большим интересом читателями, но официальные власти пытались обвинить Короткевича в национализме.

Тема Великой Отечественной войны по-прежнему волновала писателей. Но это был уже совсем иной подход к военной теме, без ура-патриотизма, без патетики и лакировки. Это были исследования проблем человека на войне, мужества и героизма воинов и партизан. Глубокие, незабываемые произведения на эту тему были созданы Василем Быковым (р. 1924): “Жураўлiны крык” (1960), “Трэцяя ракета” (1962, Государственная премия, “Мертвым не балiць” (1965), “Сотнiкаў” (1970), “Абелiск” (1971), “Воўчая зграя” (1974), “Яго батальен” (Государственная премия БССР в 1978 г.), “Пайсцi i не вярнуцца” (1979), “Знак бяды” (1984; Ленинскеая премия, 1986) и др. В 1984 г. В. Быкову было присвоено звание Героя Социалистического труда. Такой высокой награды были удостоены поэты П. Бровка (1972) и М. Танк (1974), драматург и баснописец К. Крапива (1975), писатель И. Шамякин (1981).

Белорусская драматургия обогатилась творчеством А. Макаенка (комедия “Лявонiха на арбiце”, 1961, “Зацюканы апостал”, 1969, “Трыбунал”, 1970, “Таблетку пад язык”, 1973, “Пагарэльцы”, 1980 и др.), Анатоля Дзялендика (“Выклiк багам”, “Начное дзяжурства”, 1972, “Аперацыя “Многажэнец”, 1976, “Гiпапатам”, 1981 и др.), Алеся Петрашкевича (“Адкуль грэх?”, “Трывога”, 1974, “Соль”, 1981, и др.), Алексея Дударева (“Выбар”, 1979, “Парог”, 1981, “Апошнi узлет”, 1982, “Радавыя”, 1984 и др.).

Перестроечные явления 2-й половины 80-х гг. сказались на развитии литературы. В литературе началось эстетическое освоение новых тем, таких как национальная проблематика, чернобыльская катастрофа (В. Карамазов, В. Казько, Б. Саченка, И. Шамякин и др.), расширение исторической темы (Л. Дейнека, В. Орлов, К. Тарасов, и др.), освещение культурного наследия в жизни народа, а также поиск нового литературного героя.

Гласность вернула обществу произведения “забытых” писателей и поэтов. В спецхранах и архивах были найдены и напечатаны произведения А. Мрыя, М. Гарецкого, А. Гаруна, П. Галавача, и др. Появилась возможность познакомится с творчеством поэтов, которые по воле судьбы оказались за границей.

В 80—90-е гг. появляется много произведений в разных жанрах прозы и поэзии, а также драматургии (Алесь Дударев, Микола Араховский, Алесь Асташонок, Владимир Бутрамеев, Владимир Саулич, Сергей Ковалев, Игорь Сидарук и др.).

Вновь зазвучали мотивы возрождения национальной культуры. Особо отчетливо эта тема проходит в творчестве Н. Гилевича и Р. Барадулина.

Народ — ен быў i есць, i будзе!
Таму: спакойна, дзецюкi!
Не згiне мова наша ў блузе!
Яна нам светач — на вякi!
         Н. Гилевич