Белорусский театр второй̆ половины XX века

Театр как средство пропаганды и просвещения полностью подчинялся официальной общественной политике.

Послевоенную театральную жизнь трудно было возрождать, многие театральные коллективы распались. Но те, что уцелели, вернувшись из эвакуации (Первый Белорусский государственный театр вернулся из Томска осенью 1944 г.), работали, не жалея сил, давая многочисленные шефские концерты и спектакли в госпиталях и воинских частях. С 21 декабря театр стал называться именем Я. Купалы.

В октябре 1944 г. в Витебск вернулся Второй Белорусский государственный театр, 21 декабря театру было присвоено имя Якуба Коласа.

Уже в 1945 г. в республике работало 12 театров.

В первые послевоенные годы в театральной сфере развернулась кампания за “чистоту” репертуара, за избавленье от зарубежных пьес, которые по мнению политического руководства, осуществляли буржуазное влияние на советского зрителя и не отвечали задачам воспитания трудящихся. Это было не случайно, так как солдаты-победители, воевавшие в Европе, увидели буржуазную действительность отличной от официальной пропаганды. Эта театральная чистка проводилась в рамках общей кампании борьбы с космополитизмом. Из репертуара начала исчезать зарубежная классика и появляться пьесы русских советских авторов Б. Лавренева “За тех, кто в море!”, А. Фадеева “Молодая гвардия”, К. Симонова “Русский вопрос” и др. В 1947 г. был объявлен конкурс на лучшую белорусскую пьесу на современную тему.

Борьба с космополитизмом ударила по театральным деятелям еврейской национальности Льву Марковичу Литвинову (1899—1963), главному режиссеру театра им. Я. Купалы, Виктору Яковлевичу Галавчинеру (1905—1961), художественному руководителю Государственного еврейского театра (1942—1946), а потом и главному режиссеру Государственного русского театра, Евгению Степановичу Романовичу (1905—1979), зав. литературной частью Белорусского театра им. Я. Купалы, они обвинялись в том, что преклонялись перед западом и не пропускали на сцену советские и белорусские пьесы. Еврейский театр был расформирован и некоторые его артисты были репрессированы. То же случилось с Могилевским областным драматическим театром, театром комедии.

Шла тотальная критика всех. В этих условиях было трудно творить, главным было выжить, не загубить работу.

В 1947 г. из Гродно в Минск перевели Государственный русский театр, который начал театральный сезон в Доме офицеров, а после расформирования еврейского театра перебрался в его здание.

Театр продолжал работать. После расправы, как водится, раздавались награды. 350 работников искусств получили медали и ордена, многие — звания народных и заслуженных артистов республики, Владимир Владимирский и Лидия Ржецкая получили звания народных артистов СССР.

В 60—70-е гг. идеологический прессинг перестал носить откровенно репрессивный характер, идеологически рамки расширились, но сохранились. Неотъемлемой частью репертуаров большинства театров были пьесы о Ленине. Ставились спектакли “Шестое июля” М. Шатрова, “Третья патетическая” и “Кремлевские куранты” М. Погодина, “Брестский мир” К. Губаревича и др.

На театральную сцену пришла белорусская драматургия. Большинство театров ставили “Начное дзяжурства” А. Дялендика, “Таблетку пад язык” и “Святая прастата” А. Макаенка, “Брама неўміручасці” К. Крапивы, “Трывога” А. Петрашкевича, “Званы Вицебска” В. Короткевича, инсценировались произведения И. Мележа, И. Шамякина, А. Адамовича, С. Граховского и др.

Почетное место в репертуарах отводилось военной тематике. Ставилась русская классика Островского, Гоголя, Горького, Чехова, Л. Толстого, зарубежная классика Шекспира, Шиллера и др.

В 70—80-е гг. Значительно улучшился национальный репертуар. Драматургия Макаенка, Дударева, Петрашкевича позволила создавать глубокие театральные постановки. Спектакль А. Дударева “Радавыя” в постановке художественного руководителя театра им. Я. Купалы Валерия Раевского (р. 1939) был удостоен Государственной премии СССР 1985 г.

В театральных коллективах театров республики работают замечательные актерские коллективы, в которых представлены актеры старшего (Г. Гарбук, Л. Давидович, М. Захаревич, Н. Ермоленко в театре им. Я. Купалы; А. Климова, Р. Янковский, Ю. Ступаков в русском театре и др.) и молодого поколения.

В последнее время театральная жизнь стала разнообразной, появился дух творчества, появились альтернативные театры, театры-студии, в том числе белорусскоязычные, ставятся необычные спектакли, пишутся нетрадиционные пьесы (фарс-абсурд И. Сидарука “Галава” и др.), проводятся театральные фестивали разных уровней.

Дух возрождения стал смыслом работы Национального академического театра им. Я. Купалы (название изменилось в 1994) под руководством Валерия Раевского, который 25 лет руководит театром и удостоен звания Народного артиста Республики Беларусь в 1994 г., и многих других театров Беларуси. В репертуар стали возвращаться пьесы В. Дунина-Марцинкевича (“Идиллия” театр им. Я. Купалы) и других первых белорусских драматургов.