Искусство эпохи бронзы

(2 тыс. до н.э.)

Что умел человек? Как он жил?

Металл был обнаружен в эпоху неолита. Люди научились изготовлять бронзу сплав олова и меди. Бронза облегчила жизнь человеку и приблизила классовое общество в Передней Азии и Индии, разложение первобытнообщинных отношений в других районах. В это время завершился переход к патриархату.

Литейное дело, как и гончарное, а потом и ткацкое стали самостоятельными отраслями производства.

С изобретением бронзы расширились контакты между различными районами. Начались военные столкновения за обладание скотом, пашнями, металлом. Появились военные руководители, возник культ вождя, которого почитали и после смерти. (Первые курганы - это захоронения вождей).

Усложнился культ предков и культ плодородия. Все это обрастало новыми обрядами и церемониями.

Отличительные особенности искусства периода бронзы.

Искусство в эту эпоху почти всегда было связано с религиозно-магическими идеями и образами.

Художественная обработка металла становится одним из основных видов творчества. С помощью ковки, литья, чеканки и гравировки по металлу в большом количестве начинают появляться украшения: браслеты, кольца, серьги, подвески, обручи, нашивные бляшки, пряжки, застежки. Украшалось оружие, часто изображениями голов животных. Из металла изготовляли сосуды для особых случаев (для обычных случаев использовались керамические).

Мелкая пластика (статуэтки) тоже отливается из металла по восковой модели. Глиняные женские статуэтки исчезли, появляются изображения мужчин, так как наступила эра патриархата и время культа вождей.

Зверь оставался главным предметом украшения, изображения и поклонения. Яркими примерами владения высокой техники обработки металла были культуры Кавказа, Урала и Сибири. В богатейшем погребении 3 тыс. до н.э. (г. Майкоп. Кавказ) балдахин над телом погребенного был украшен нашивными бляшками. Балдахин держался на серебрянных трубках, украшенных золотыми фигурками быков, сделанных мастерски точно. Были обнаружены и шаровидные сосуды, украшенные гравированными животными: быками, хищниками, птицами. Богатство погребения говорит о глубоком имущественном неравенстве среди соплеменников.

Значительные находки обнаружены в Закавказье в крупных курганах Лчашена, Триалети, Кировокана, они свидетельствуют о значительном имущественном неравенстве и об усилении роли вождя. В погребальных камерах встречаются целые повозки, специально сделанные из дерева ложа, поставленные под балдахин. В них обнаружено много предметов из бронзы и драгоценных металлов, выполненных с виртуозным мастерством: ювелирные изделия (металлические пояса, покрытые сплошь гравированным рисунком, представляющего собой переплетение орнамента и идущих животных, что образовывало единую декоративную поверхность), металлические статуэтки оленей, бычков, птиц (культ плодородия), серебряные и золотые кубки и ведра с чеканкой и рельефами). Выплавка и обработка металла были очень высококачественными.

Интересной представляется Кобанская культура 2-1 тыс. до н.э. (Сев. Кавказ. Осетия). Здесь встречается круглая мелкая пластика из бронзы: козлы, бараны, олени, собаки, отдельные головы животных и человеческие фигуры (ил. 8, 9). Только у кобанцев мы находим бронзовые топорики, поверхность которых украшена гравированными и графическими рисунками оленей, лошадей, собак, змей и геометрическим орнаментом.

Бронзовый век в Беларуси (2-1 тыс. до н.э.) характеризовался общими процессами: переходом к патриархату, разделением труда на земледелие и скотоводство, появлением бронзовых изделий. Но отдаленность от центров древней металлургии была причиной долгого сохранения каменных орудий труда. У более богатых людей можно было встретить бронзовые браслеты, кольца, фибулы (застежки, ил.14) (Могильник Чаплин. Лоевский район). В это время на белорусской керамике усложняется орнамент, который покрывал всю поверхность сосуда. Сама посуда стала плоскодонной и более тонкостенной (ил.15).

Керамические сосуды в эпоху бронзы приобретают более правильные формы, потому что кое-где появляется гончарный круг. Орнамент на них становиться упорядоченнее и суше.

Самым важным, что характеризует поздний неолит и эпоху бронзы является мегалитическая архитектура (мегалит - большой камень). Мегалитическая архитектура появляется в это время во многих местах Европы и Азии. Это свидетельствовало о появлении нового умения человека - возводить монументальные сооружения, а также о появлении новых идеологических, духовных и эстетических потребностей, запечатленных в новых формах.

Первобытный человек и ранее возводил постройки для жилья - полуземлянки в палеолите, деревянные дома на сваях, жилища из глины в эпоху неолита. Мегалитическая архитектура связана с религиозно-культовыми идеями, которые усложнились в эпоху бронзы. Для возведения таких сооружений требовалось много людей. Мегалитические постройки можно разделить на три вида: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры - вертикально поставленные камни разной величины и по-разному оформленные в разных областях длиной от 1 м-20 м. Во Франции это были огромные отесанные камни, в Армении монументальные скульптуры, изображающие рыб. Иногда столбы завершались головами человека или животного, так было во Франции и в Юж. Сибири в Минусинской котловине. В кавказских степях менгиры были объектами поклонения, обозначали места церемоний, воздействовали на ум и воображение человека.

Дольмены - два вертикально поставленные не обработанные камня, перекрытые третьим. Законченный дольмен представлял собой сооружение из 4-х вертикальных обработанных камней и 5-ти горизонтальных, представляющих в плане четырехугольник весом в несколько тонн (Дольмен. Франция, ил.6). Дольмены бывали и многогранными, и круглыми в плане с несколькими камерами, на стенках которых встречаются высеченные знаки или сделанные краской. На Кавказе дольмены были местом захоронения членов рода. Дольмены по-своему красивы, монолитны, пропорциональны, имеют ясную конструкцию.

Кромлехи - каменные плиты или столбы расположенные по кругу. Они встречаются в Англии (ил.7).

В эту эпоху появляются курганы - насыпи над захоронениями знатных членов коллектива. По окружности ставили камни, а насыпь обкладывали деревянными плахами и досками.

В степном причерноморье помещались над курганами каменных баб - надмогильные памятники (достаточно примитивные).

Итак, в эпоху бронзы появляются монументальная архитектура и монументальная пластика, не связанная бытовыми задачами.

Культура эпохи бронзы несомненный шаг вперед в истории человеческого общества и художественной культуры.