Зарубежное искусство второй половины XX века

Неужели вы не понимаете, что где-то мы сбились с пути?
Человеческий муравейник стал богаче, чем прежде...
И все же нам не хватает чего-то существенного,
чему трудно подыскать определение.

        А. де Сент-Экзюпери

Закончившаяся Вторая мировая мало чему научила человечество. Не успели оплакать родные и близкие многочисленных жертв, как политики снова поделили мир на своих и врагов, на коммунистов и капиталистов, на блок стран социализма и стран капитализма. В мире вновь началось противостояние с безудержной гонкой вооружения, теперь уже ядерного. Образ врага проникал в общественное сознание людей, порождал недоверие. Неоднократно мир стоял перед угрозой развязывания новой войны, особенно в момент Карибского кризиса 1962 г. на Кубе. Кеннеди и Хрущеву хватило здравого смысла, чтобы избежать 3-й мировой войны. Во главе противостояния находились две супердержавы — США и СССР. Мир неоднократно был свидетелем позорных локальных войн против Вьетнама, Кореи и других народов Индокитая.

После войны на освобожденной Советской Армией территории Европы образовалось несколько социалистических государств, которые вошли в систему социализма. В идеологии противостояние между системами капитализма и социализма было непримиримым и даже воинственным (“холодная война”), то в искусстве влияние капиталистического Запада на страны социализма было заметным. Последним, кто поддался этому влиянию, был СССР, но и то до последнего времени новые искания художников 60—70, 80-х гг. признавались формалистическим искусством и запрещались официальной идеологической линией.

После 2-й мировой войны в странах социализма (Болгария, Венгрия, Чехословакия, Румыния, ГДР) началось становление социалистического искусства, нередко под идеологическим давлением, поэтому процесс сопровождался противоречиями. Здесь образовались различные и своеобразные школы со своими путями к реалистическому искусству, исходящими из национальных традиций, из опыта советского искусства и всей реалистической культуры мира. История, жизнь и труд народов, их путь к социализму, борьба за лучшее будущее, борьба против угрозы новой войны составили содержание этого искусства.

В странах капитализма продолжалось наступление модернизма в самых различных его проявлениях, во главе этого модернистического всплеска стали США. Лишь к конце 80-х гг. наметилась некоторая усталость от модернистических экспериментов, у искусства вновь появилась потребность в профессионалах высокого класса.

Центр изобразительного искусства переместился в США с середины 60-х гг. Художники-бунтари стали стремиться за океан, как ранее они приезжали в Рим, а потом в Париж для получения всемирной признательности.

США же продолжают оставаться фаворитом мирового кинопроизводства, которое здесь представляет отдельную отрасль индустрии, но поток всегда уничтожает индивидуальное творчество, поэтому весь мир окунулся в низкопробный омут вестернов, детективов, мелодрам, триллеров и т. д., сделанных в США. Но несмотря на свою низкопробность эта продукция выполняет свои идеологические задачи навязывания американского образа жизни. Все запретные меры в странах Европы по ограничению потока заокеанского кино в 50—70-е гг. не увенчались успехом.

Картина стилей и направлений искусства 2-й половины XX в. крайне пестрая. Больше приходится говорить о моде в искусстве, чем о новых серьезных течениях. Больше в искусстве появилось выдумщиков ремесленного пошиба, нежели мастеров, способных мыслить образно и создавать образные произведения. Но все это представляется любопытным, и мы предпримем попытку дать краткую характеристику искусства 2-й половины XX в.