Архитектура между мировыми войнами (1918—1939)

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

После периода восстановления разрушений, вызванных 1-й мировой войной, в 20-х гг., после почти столетнего периода поисков и экспериментов, был наконец создан стиль новой архитектуры. Он распространился во всем мире, поэтому получил название “всемирный” или “интернациональный”. Его создателями были архитекторы-новаторы Германии, Голландии и Франции. Из них наиболее выдающиеся — Вальтер Гропиус (1883—1969), Людвиг Мис ван дер Роэ (1886—1969) и Ш. Э. Жаннере, более известный под псевдонимом Ле Корбюзье (1887—1965).

Гропиус основал в 1919 г. в Веймаре Высшее художественно-промышленное училище “Баухауз” и был его директором до 1928 г. Это учебное заведение готовило архитекторов и дизайнеров и одновременно занималось проектными конструкциями для промышленности. Гропиус создал дело так, чтобы оно служило претворению в жизнь его концепции “тотальной” архитектуры (архитекторы и дизайнеры должны создавать здания как элементы целостной среды, в которой протекает жизнь людей, и подчинять эту среду социальным, техническим и эстетическим требованиям, т. е. соединить технику и искусство). В 20-е гг. “Баухауз” являлся творческим и научным центром новой архитектуры и дизайна.

В 1925—1926 гг. по проекту Гропиуса было выстроено здание “Баухауза” в Доссау. Облик этого сооружения наглядно выражал эстетическое кредо новой архитектуры: не парадность, но естественность, не украшательство, а практичность. Это здание стало образцом современной архитектуры. Здание-комплекс состоял из нескольких объемов разной высоты, объединенных галереями и наземными переходами, здание не имело главного фасада. В корпусах размещены аудитории, учебно-производственные мастерские, ремесленное училище, студенческое общежитие, квартиры преподавателей. Композиция здания решалась в соответствии с его функциями, это направление получило название “функционализм” — “то хорошо выглядит, что хорошо функционирует”. В “Баухаузе” разрабатывали проекты экономичных и удобных зданий с малогабаритными квартирами для большинства населения Германии. Но не обошлось и без формальных экспериментов левых художников-беспредметников.

Многие приемы Гропиуса использовались в новой архитектуре 20—30-х гг. Для творчества Гропиуса была характерна крайняя упрощенность форм, аскетичность облика построек.

Мис ван дер Роэ тоже внес свой вклад в создание мирового стиля. В 1923 г. он разработал проект универмага с железобетонным каркасом.

Здесь проявился целый ряд новшеств:

Другим выдающимся произведением Мис ван дер Роэ этого периода был особняк в Брно (Чехословакия) тоже с применением идеи “свободного пространства”. Один общий зал состоит из нескольких частей, свободно, без дверей сообщающихся между собой. Здесь же архитектор строительный материал, тщательную его обработку превратил в эстетическую ценность и средство архитектурной выразительности.

Из создателей “всемирного стиля” наибольшую известность получил Ле Корбюзье. Его творчество отличалось непрерывным новаторством, он также был темпераментным пропагандистом новой архитектуры. У Корбюзье вышло несколько книг по архитектуре. В своей программе новой архитектуры Корбюзье призывал к тому, чтобы структура здания разрабатывалась столь же логично и последовательно, как это делается при конструировании современных машин. На самолет нельзя смотреть, как на птицу или стрекозу, в нем надо видеть машину для полета”. Соответственно “дом — это машина для жилья”, т. е. архитектура должна быть полностью целесообразной.

В конце 20-х гг. по проектам Ле Корбюзье было построено несколько небольших зданий, которые стали наглядной демонстрацией его идей (вилла “Савой” в Пуасси, во Франции, 1927—1931; общежитие для швейцарских студентов в Париже, 1930—1932). В общежитии архитектор поднял корпус здания на столбы, воплотив свою идею о том, что образ дома, вросшего в землю, архаичен, а современное здание может быть поднято над землей. Корбюзье жил в обстановке непризнания, но стойко придерживался своих убеждений и мужественно вел борьбу за новаторство в архитектуре.

В формировании нового архитектурного языка активно участвовали и голландские архитекторы группы “Стиль”, они исходили из чисто художественных предпосылок создания нового стиля. Значительное влияние на их творчество оказали абстрактные, кубистические композиции авангардистского искусства. Следовательно, эстетика архитектуры 20-х гг. имела функциональные, конструктивные и художественные предпосылки.

Отметим и принципиально новый — социальный аспект архитектуры XX в. Архитекторы-новаторы подчеркивали, что задача новой архитектуры — не только создание новых художественных образов, но и обеспечение широких малоимущих масс населения жилыми домами, школами, больницами и т. п. Они впервые в истории осознали, что архитектор должен заниматься не только возведением уникальных сооружений, но и массовым строительством.

Ставя перед собой социальные задачи, эти архитекторы уделяли большое внимание проблемам градостроительства. Так, в 1925 г. Корбюзье предложил радикальный план реконструкции Парижа, по которому предлагалось снести весь старый город и на его месте создать новый с большими домами и обширными озелененными пространствами между ними. После 2-й мировой войны в некоторых странах была осуществлена подобная застройка, но оказалось, что она не удобна для жителей: людям приходилось преодолевать большие расстояния до магазина или остановки.

Облик построек “всемирного стиля” деловит, строг, суховат, формы их лаконичны, как бы стерильны. Эта архитектура имела ограниченный диапазон стилевых приемов, отличалась однообразием, поэтому она не удовлетворяла многих потребителей, которые не хотели признавать, что архитектурный стиль находится еще в стадии формирования. Поэтому в 30-е гг. наблюдаются в Европе тенденции возврата к классицизму, а “всемирный стиль” стал больше уделять внимания красоте зданий.

Иногда при соединении форм “всемирного стиля” и традиционных национальных черт появлялись красивые здания (ратуша в Стокгольме, арх. Эстберг), но в основном это был тупиковый путь.

В 30-е гг. немногие остались верны новому стилю, одним из них был финский архитектор А. Аалто, который в 50-е гг. выдвинулся в число виднейших архитекторов мира. Он не повторял установившихся приемов “всемирного стиля”, но развивал их дальше, стремясь повысить художественно-образную выразительность новой архитектуры. Например, прямоугольные корпуса он располагал под косыми углами друг к другу (санаторий в Паймио, Финляндия, 1929—1933), придавал деревянному потолку в читальном зале волнообразную форму (библиотека в Выборге, 1927—1934 и др.). Творчество Аалто показало, что архитектура может быть не унылой и не сухой.

Специфические условия для развития современной архитектуры сложились в США. Если новая архитектура в Европе формировалась на почве социал-реформистских устремлений, то в США она стала символом процветания бизнеса. Большой бизнес стал отдавать предпочтение деловой, рационалистической архитектуре (в обстановке экономического кризиса было не до пышности). В 30-х гг. в Нью-Йорке был возведен “Рокфеллер-центр” — группа небоскребов (20 зданий), связанная между собой подземными переходами, чтобы пешеходы и транспорт могли перемещаться в разных уровнях, не мешая друг другу.

Курс Ф. Рузвельта создал благоприятную обстановку для развития архитектуры, тем более, что многие ведущие архитекторы Европы в 30-е гг. переехали в США, в том числе и В. Гропиус (1937), Мис ван дер Роэ и др.

В 30-е же годы получил признание Фрэнк Ллойд Райт (1869—1959), долгое время пребывавший на положении изгоя в архитектуре своей страны. Райт не принимал аскетизма и сухости “всемирного стиля”, он проповедовал индивидуальный характер каждой постройки, применение естественных строительных материалов, единство архитектуры с природой. В этом его взгляды приближались к взглядам Аалто. Поэтому их творчество условно называют “органической архитектурой”.

70-летний Райт в конце 30-х гг. создал ряд новаторских произведений. Загородная вилла “У водопада” в штате Пенсильвания (1936—1937), для постройки которой использовался необработанный камень, железобетон и стекло, — одно из выдающихся произведений современной архитектуры, которая представляет собой благодаря органической связи с природой одухотворенный образ. Неповторим интерьер и здания фирмы “Джонсон” в штате Висконсин (1936—1939). Рабочий зал перекрыт железобетонными дисками, которые увенчивают высокие, стройные колонны, зауженные к низу. Пространство между дисками остеклено.

Сторонники “органической архитектуры” выступали против рационализма и единообразия, полагая, что духовные задачи архитектуры не менее, а даже более существенны, чем практические.

Если у Гропиуса, Корбюзье и ван дер Роэ в архитектуре больше рационализма и трезвости, то у Райта и Аалто — романтизма и одухотворенности. В произведениях первых некоторая сухость и геометризм, у вторых — пластическое богатство форм. Но те и другие стремились создать подлинно современную архитектуру, не ориентирующуюся на традиционные образцы, соответствующую своей эпохе по демократической роли, по утилитарно-функциональным требованиям, по творчеству.

20—30-е гг. архитекторы увлекались обильным остеклением зданий. Оно обеспечивало хорошую освещенность помещений и создавало зрительное объединение интерьеров с внешним пространством, но помещения сильно перегревались или охлаждались. Это устранялось солнцезащитными устройствами и новой системой обогрева.

В целом в 20—30-е гг. были заложены основы архитектуры всего XX в., находки, мысли тех времен активно будут использоваться будущими поколениями архитекторов.