Белорусская скульптура второй̆ половины XX века
В скульптуре доминирующей была героическая тема. Заир Азгур создает цикл портретов, среди них “Генерал-полковник П. И. Батов”, “Партизан В. И. Талаш” (1947). В эти же годы он создает начатые во время войны портреты полководцев Барклая де Толли и Багратиона (1947). Создает портреты деятелей культуры Беларуси Ф. Скорины, Тетки, Ф. Богушевича, Якуба Коласа, Кондрата Крапивы, Сергея Селиханова и др.
В начале 50-х гг. Азгур создает монументальные памятники-бюсты Народного героя В. И. Талаша в Петрикове (1951), дважды Героя Советского Союза С. И. Грицовца в Минске (1951), Я. Коласа и Ф. Э. Дзержинского (1953) в Минске и др.
Самым значительным достижением в скульптуре стал завершенный в1954 г. величественный ансамбль площади Победы в Минске с памятником-обелиском воинам Советской Армии и партизанам, погибшим в боях с фашизмом. Его авторы — скульпторы Заир Азгур, Андрей Бембель, Алексей Глебов, Сергей Селиханов, архитекторы Владимир Король, Владимир Заборский.
Конец 50-х — 80-е гг. характеризуются плодотворной деятельностью многих скульпторов. В 1959 г. закончил Белорусский театрально-художественный институт Анатолий Аникейчик (1932—1989). Одной из главных тем мастера была тема Великой Отечественной войны. Бессмертному подвигу белорусских партизан посвящен мемориальный комплекс “Прорыв” (1974) на месте былых боев весной1944 г. между деревнями Двор Плина и Паперна в 7 км от поселка Ушачи Витебской области. Потрясает своим трагизмом и скульптурный комплекс “Проклятие фашизма”, открытый в 1983 г. на месте бывшей деревни Шунейка Докшицкого района, которую вместе с жителями уничтожили немцы. Центральный монумент — образ Матери на пепелище и образ колоколов на руинах бывших деревенских хат как напоминание потомкам вечно помнить белорусские деревни, сожженные фашистами.
Скульптор много работал в области портрета. Ему удалось подчеркнуть не только индивидуальные особенности человека, но внутреннюю духовную глубину. Это блестящие портреты Л. Бетховена (1968) П. М. Машерова (1980), А. Ахматовой (1982), П. И. Чайковского (1985). Много работ посвятил скульптор образу белорусского поэта Я. Купалы. Среди них широко известный памятник поэту в Минске (1972), который был выполнен совместно с Л. Гумилевским и А. Заспицким (ил. 23).
“Лебединой” песней мастера стала Пушкиниана. Много сил отдал Аникейчик педагогической работе в Белорусском театрально-художественном институте, работая преподавателем, а потом и заведующим кафедрой скульптуры.
Всемирно известным стал мемориально-архитектурный комплекс “Хатынь”, открытый в 1969 г. Его создали скульптор Сергей Иванович Селиханов (1917—1976), архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин. В 1970 г. эта работа было удостоена Ленинской премии.
22 марта 1943 г. фашистские каратели дотла сожгли деревню Хатынь с 149 ее жителями, среди которых было 76 детей.
Всех входящих встречают слова на бетонной стене: “Люди добрые, помните: любили мы жить, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле.
Чтобы отныне нигде и никогда в вихре поыжаров жизнь не умирала!” Всех входящих встречает бронзовая фигура старика с мертвым ребенком на руках и гул колоколов. Колокола гудят печально и сурово. Скульптура изображает единственного, случайно выжившего жителя деревни. На месте 26 сожженных домов стоят печные трубы-обелиски, увенчанные бронзовыми колоколами. На обелисках — имена погибших жителей каждого дома. Там, где были сожжены жители деревни, горит вечный огонь. А далее — бетонная дорога подводит к 186 надмогильным урнам погибших и невосстановленных белорусских деревень, к стене с названиями 296 деревень, сожженных с жителями, но возрожденных после войны. Дорога ведет далее к железобетонному сооружению — стене с глубокими нишами, заделанными чугунными решетками. Сквозь них видишь названия концлагерей на территории Беларуси и количество жертв, погибших в них.
Строгие архитектурные и скульптурные формы комплекса, печальный гул колоколов остро воспринимаются на фоне равнинного пейзажа с рощей, на фоне прекрасной обновленной земли, за которую погиб каждый третий белорус. Этот комплекс — вечное напоминание потомкам: “Это не должно повториться!”.
В мемориале “Хатынь” есть “кладбище деревень” — 186 надгробных плит в память о белорусских селениях, разделивших участь Хатыни (всего фашистами было сожжено свыше 600 деревень). На одной из плит установлена урна с землей, привезенной с пепелища бывшей деревни Дремлево (Жабинский район Брестской области) и надпись “Дремлево”.
13 сентября 1982 г. в Дремлево состоялось открытие мемориального комплекса, авторами которого являются скульптор Владимир Воробьев, архитектор Ю. Казаков… На фоне открытого пространства, окаймленного перелесками, четко вырисовывается силуэт кургана. У его подножия — три скорбные фигуры сидящих женщин, отлитых в бронзе, женщин трех поколений, олицетворяющих трагедию матерей, переживших ужас и горе трех войн. При входе в мемориал — свидетель трагедии, камень-посвящение, вкомпанованный в бетонную форму, напоминающую перебитое крыло птицы. На нем надпись, выбитая вскоре после разгоревшейся трагедии местным кузнецом: “11 сентября 1942 года здесь фашистские палачи зверски сожгли деревню Дремлево и 286 ее жителей. Вечная память жертвам фашизма”.
Подвиг героев-защитников Брестской крепости запечатлен в мемориальном комплексе “Брестская крепость — город-герой” (1972), ее авторами являются скульпторы А. Кибальников, А. Бембель, А. Бобыль, архитекторы В. Король, Г. Сысоев, В. Волчек, О. Стахович, В. Занкович, Ю. Казаков.
Художественной выразительностью и лаконичностью отличается “Курган славы” под Минском (ил. 24). На огромной насыпи кольцо с рельефными изображениями, в центре которого три винтовочных штыка, соединенных между собой. Авторами монумента являются скульпторы А. О. Бембель, А. Е. Артимович, архитекторы А. Стахович, Л. Мицкевич.
Подвиг белорусской женщины-патриотки Н. Ф. Куприяновой и ее пяти сыновей, не вернувшихся с войны, навсегда увековечен в памятнике Матери-патриотке в Жодино (1975). Его авторами являются скульпторы Андрей Заспицкий, Николай Рыженков, Иван Мисько, архитектор О. Трофимчук.
Много на белорусской земле, которая потеряла каждого третьего жителя в годы войны, больших и маленьких памятников, посвященных тяжелым испытаниям белорусов в годы войны.
Значительным памятником монументального искусства является монумент “Борцам за Советскую власть” в Могилеве (1982), его создали скульптор Лев Гумилевский, архитекторы К. Алексеев, А. Иванов. Смысловым и пластическим центром композиции, расположенной на берегу Днепра, является женская фигура крылатой Победы, установленной на 13-метровом пилоне-постаменте. К композиционному центру ведут своеобразные стеллы-пропилеи с бронзовыми рельефами, на которых изображены основные этапы борьбы за Советскую власть: Октябрь, коллективизация, оборона Могилева в 1941 г., борьба партизан и подпольщиков, восстановление разрухи.
Торжественное открытие памятника-обелиска “Минск — город-герой” состоялось 8 мая 1985 г., к 40-летию Победы над фашистской Германией и в честь присвоения столице Беларуси почетного звания “Город-герой” (авторы проекта: скульптор и архитектор В. Занкович, архитекторы В. Крамаренко, В. Евсеев, В. Романенко).
На вершине естественного возвышения сооружен 45-метровый бетонный обелиск, напоминающий развивающийся стяг, на котором сияет Золотая Звезда героя.
В нижней части обелиска установлена памятная доска с отлитым в бронзе текстом Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении городу Mинску звания “Город-герой”, скульптурное изображение ордена Ленина и медали “Золотая звезда”.
С обелиском пространственно связана скульптурная композиция “Родина-Мать”, дополняющая и раскрывающая тему. Вертикальный ритм членения обелиска поддерживается ритмом взметнувшихся фанфар. Кажется, еще звучит на высокой ноте медь труб, возвестивших победу.
В нынешнее сложное время скульпторы нередко вынуждены работать “для себя”, многие работы остаются в мастерских мастеров. Скульпторы осваивают новые темы, связанные с национальной историей (А. Е. Артимович “Евфросинья Полоцкая” и др.), с темой авганской войны, Чернобылем и др.
В 90-е гг. состоялось в Минске открытие церкви-памятника воинам, погибшим в Афганистане. Памятник находится на “острове слез” в рукотворном озере близ Троицкого предместья.
В станковой пластике скульпторы ищут новые выразительные формы. Интересным мастером является Владимир Пантелеев, который работает в технике бронзы и дерева, создавая скульптуры-очертания с мягкой и округлой пластикой (“Материнство”, 1995, бронза, “Троица”, 1996, дерево, “Пьета”, 1996, бронза и др.).