Белорусская кино второй̆ половины XX века
Уже в 1945 г. начала работу киностудия художественных фильмов, с 1946 г. она стала называться “Беларусьфильм”.
Только к 60-м гг. Белорусская киностудия стала масштабным предприятием по производству фильмов. В 1962 г. был создан Союз кинематографистов БССР, в котором к середине 70-х гг. насчитывалось свыше 130 человек. На киностудии “Беларусьфильм” кроме художественного были созданы объединения хроникально-документальных и научно-популярных (1961), телевизионных (1968), мультипликационных (1975) фильмов.
Наибольшее развитие в белорусском кино получили кинохроника и кинопублицистика.
По понятным причинам художественная кинематография была связана прежде всего с развитием тематики Великой Отечественной войны.
Значительным событием в истории белорусского кино стал фильм “Константин Заслонов” (1949) режиссеров В. В. Корш-Саблина и А. М. Файнциммера, в котором показ героических событий Великой Отечественной войны сочетался с глубокой разработкой характеров народных героев — белорусских подпольщиков и партизан. Дети и война — главные темы фильмов “Девочка ищет отца” (1959), “Улица младшего сына” (1962), “Полонез Огинского” (1971) режиссера Л. В. Голуба. О высоких человеческих чертах советских людей, с честью выдержавших грозные испытания в годы войны, повествуют фильмы “Иван Макарович” (1968, так звали мальчишку, который быстро повзрослел в годы войны, заменив в работе и домашних заботах ушедшего на фронт отца) И. М. Добролюбова и “Я родом из детства” (1966) В. Т. Турова по сценарию Геннадия Шпаликова.
Список лучших фильмов о войне продолжают “Третья ракета” режиссера Р. Викторова, “Волчья стая” (1975) и “Альпийская баллада” (1965) режиссера Б. Степанова по одноименным произведениям В. Быкова, его же фильм “Батька” (1972, о легендарном батьке Минае, Минае Филипповиче Шмыреве), “Война под крышами” (1967) и “Сыновья уходят в бой” (1969) Виктора Турова по одноименным романам А. Адамовича, киноэпопея “Пламя” (1974) по сценарию Г. Буравкина, Ф. Конева, В. Халипа, режиссера В. Четверикова. Эти и многие другие фильмы демонстрировались на всесоюзном экране и пользовались заслуженной любовью зрителей.
Многие белорусские фильмы были награждены Государственными премиями СССР. Среди них фильмы “Москва-Генуя” (1964; режиссеры В. Корш-Саблин, П. Арманд, А. Спешнев), “Генерал Пуща” (1968; реж. И. Вейнерович), “Полонез Огинского” (1971), “Девочка ищет отца” (1959; оба реж. Л. Голуб), “Возьму твою боль”, “Люди на болоте” (1982; реж. В. Туров) и др. На 1 января 1984 г. 45 художественных фильмов и 104 документальных фильма Беларуси были отмечены премиями на международных и всесоюзных фестивалях.
В 70—80-е гг. в белорусских фильмах ставятся проблемы выбора главного дела жизни, социальной активности личности, ее ответственности перед обществом: “Улица без конца” (1973) и “Третьего не дано” (181) И. М. Добролюбова, “Люди на болоте” (1982) и “Дыхание грозы” (1983, оба фильма по произведениям И. П. Мележа) В. Т. Турова, “Знак беды” (1987) М. Н. Пташука, “Отступник” (1988) В. Д. Рубинчика и др.
Сейчас белорусский кинематограф переживает не лучшие времена. Разрушена и еще не восстановлена единая система производства и проката фильмов. Многие кинотеатры закрылись или их помещения перепрофилировали под коммерческие структуры. Прокат основывается на третьесортной заокеанской продукции. Незаслуженно ушли в прошлое кинолектории, знакомства с “трудными” фильмами, и т. д. Думами об этих проблемах были наполнены последние дни замечательного белорусского режиссера Виктора Тимофеевича Турова (1936—1997). Он является одним из самых известных белорусских режиссеров. Его кинодилогия “Люди на болоте” была удостоена Государственной премии СССР в 1982 г. Виктор Туров поставил много интересных фильмов, среди них “Через кладбище” (1965), “Я родом из детства” и участием В. Высоцкого, “Война под крышами”, “Сыновья уходят в бой” (оба — 1971), “Время ее сыновей” (1975, “Точка отсчета” (1980), “Дыхание грозы” (1983) и др. В жизни он дружил с интересными людьми. Среди них — такие яркие личности, как композитор Геннадий Шпаликов, писатель Алесь Адамович, поэт и артист Владимир Высоцкий, французская актриса Марина Влади.
Но общенародное признание фильма Николая Еременко-младшего “Сын за отца”, появление белорусского кинофестиваля “Листопад” под руководством Ростислава Янковского говорят о том, что постепенно белорусское кино начинает выходить из кризиса, но сделать еще нужно очень многое.