Музыка Византии

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

Исторические условия и полиэтнический (многонациональный) состав населения Византии определили пестроту источников, разнообразие жанров и форм музыки. Музыка Византии впитала в себя элементы сирийской (4 в.), арабской (8 в.), славянской песенных культур.

В светской музыке, исполняемой при императорском дворе, получили развитие так называемые аккламации - приветственные возгласы и славословия, распевающиеся на стихотворные тексты, иногда в сопровождении инструментов (труб, цимбал). Торжественные выходы императора на ипподроме (в цирке) сопровождались хоровым пением. Также было распространено концертирование на гидравлосе (водяной орган, изобретен в 3 в. до н.э.), позже - пневматическом органе (изобретен в 4 в.). Певцы и исполнители воспитывались в Высшей певческой школе в Константинополе.

Преобладала церковная культовая музыка. Она была чисто вокальной и одноголосной, и насчитывала несколько видов. Это речитирование (молитвенное пение нараспев) и более мелодическая псалмодия. С 4 в. между псалмами для контраста хор мальчиков распевал тропари. С 10 в. тропари стали называться стихирами, которые преобразовались в гимны (род философской песенной лирики, сочетавшей религиозно-мистические мотивы с ярким эмоциональным содержанием).

Наиболее значимое место в музыкальном искусстве занимает творчество поэта - мелода Романа Сладкопевца (6 в.) из Эмеси в Сирии, создателя кондаков - сложных композиций с хоровым рефреном. В 7-8 вв. формой гимнической песенности стал канон, расцвет которого связан с деятельностью Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Космы Майюмского и знаменитой константинопольской певицы и поэтессы Кассии (9 в.). Одним из крупнейших центров создания гимнов был Студитский монастырь.

Музыка Византии до 9 в. оказала большое влияние на музыкальную культуру многих европейских стран. В 9 же веке наметился музыкальный застой, а оживление начинается лишь в 14-15 вв., и связано оно с деятельностью гимниста и теоретика Иоанна Кукузеля из Афонского монастыря. Он возродил поэтико-песенные приемы Романа Сладкопевца. Этот период получил название “кукузелева эпоха” и закончился с падением Византии от турецкого нашествия.

В истории мировой культуры многовековое искусство Византии сыграло большую роль. Здесь были созданы новые типы монументальных общественных культовых зданий с великолепными живописными циклами, наполненными глубокими образами, и своеобразные художественные формы во многих видах искусства.

Историческая миссия Византии заключалась в том, что она развила и передала последующим векам античную традицию и завоевания культуры эллинистического периода, обогатив их новыми открытиями.

Византийское искусство сыграло большую роль в развитии художественной культуры Западной Европы, Южных Славян, Древней Руси, Закавказья. В дороманский период, когда на Западе еще только слагались основы нового европейского искусства, Византия была страной с развитой художественной культурой, и ее архитекторы и художники много раз призывались на Запад строить каменные здания и украшать их мозаиками и фресками, которые потом служили местным мастерам образцом для подражания и изучения техники, форм, конструкций.