Музыка второй мировой войны

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

“Я всем сердцем с теми, кто ведет упорную борьбу с фашизмом, кто твердо осознал опасность, в которой находится сейчас культура и цивилизация”, — так свое отношение к происходящим событиям выразил французский композитор А. Онеггер.

Прогрессивные композиторы в дни наступления фашизма и оккупации участвовали в движении Сопротивления. Конечно, самым распространенным жанром была песня, которая сплачивала ряды антифашистов.

Одним из самых мощных было французское Сопротивление. В нем были и композиторы, которые сочиняли произведения крупных форм, проникнутые большим патриотизмом и гуманизмом. К их числу относится Артюр Онеггер (1892— 1955; швейцарец по происхождению). В годы войны по-новому зазвучала его оратория (оратория от лат. говорю, молю — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра светского содержания, предназначенное для концертного исполнения) “Жанна д’ Арк на костре”, написанная в 1935 г. Исполнение ее воспринималось как призыв к сопротивлению.

В годы войны им была написана 3-я “Литургическая симфония”, которая являлась по словам Онеггера “протестом против нашествия варварства, тупости и утверждением права человека на счастье и мир”. В симфонии создано несколько ярких тем и образов. Например, тема “роботов” — расправа машин с духовными ценностями, так ее трактовал автор. Тема восставшего народа дана через марш-песню мужественных борцов, сомкнувшихся в едином строю. Эти две темы противостоят друг другу и борются друг с другом. В симфонии есть и тема голубя — символа мира и надежды. Его тема развивается от музыки смятенного отчаяния к надежде и утверждению неизбежности победы сил жизни. Симфония Онеггера перекликается с 7-й симфонией Шостаковича, с “Герникой” и “Голубкой” Пикассо.

Свою лепту в борьбу с фашизмом внесла замечательная французская певица-шансонье, актриса мюзик-холла Эдит Пиаф (1915—1963). Она давала концерты перед фронтовиками и военнопленными. Причем, с риском для собственной жизни, она передавала оформленные паспорта пленным, чтобы бежавшие могли легализоваться после побега из лагеря.