Советская скульптура Великой Отечественной войны
Беспримерный героизм наших воинов воспели скульпторы. Скульптор А. О. Бембель создал образ советского летчика Николая Гастелло (1943), который на 5-й день войны совершил первый “огневой таран”. Композиция портрета уподобляется языку взметнувшегося пламени (ил. 11).
Войне и ее героям посвятили свои работы скульпторы В. И. Мухина, М. Г. Манизер, В. В. Лишев, С. М. Орлов, С. Д. Лебедева, Е. Ф. Белашова, З. И. Азгур, Н. В. Томский, В. Б. Пинчук, З. М. Виленский, Л. Е. Кербель, Е. В. Вучетич и др.
Сарра Дмитриевна Лебедева (1862—1967) продолжала создавать превосходные психологические портреты (“Портрет А. Т. Твардовского”, 1943).
Е. Ф. Белашова создала мужественный и лирический образ “Непокоренной” (1943).
В. И. Мухина выполнила обобщающий портрет “Партизанки” (1943), суровой и несгибаемой. Классической строгостью отличаются портреты, созданные Мухиной в 1942 г., полковника Б. А. Юсупова, И. Л. Хижняка.
В 1942 г. М. Г. Манизер создал скульптурный портрет Зои Космодемьянской, девушки, ставшей символом героизма и преданности Родине.
Годы войны стали временем высочайшего патриотического подъема советского искусства.
После окончания Великой Отечественной войны эта тема не ушла из изобразительного искусства. Художник, скульпторы, архитекторы в красках, камне, бетоне, металле увековечивали память об исторических битвах и событиях войны, о подвиге советского народа, об отдельных его героях. Причем к этой теме обращались художники, которые не были на войне (Е. Е. Моисеенко “Победа”, 1970—1972 и др.). Чем дальше уходили события, тем меньше в произведениях было показной патетики, больше личного понимания пережитого на войне.