Русская скульптура конца XIX — начала XX веков
Обновление пластического языка скульптуры во многом было связано с импрессионизмом.
Павел Петрович Трубецкой (1866—1938)
Первым и наиболее последовательным представителем импрессионизма в скульптуре был Павел Петрович Трубецкой (1866—1938).
Проведя детство и юность в Италии, он приезжает в Россию уже сложившимся мастером камерной скульптуры. Среди первых работ выполненных в России, скульптурный портрет И. И. Левитана (1899). Здесь в полной мере проявились характерные особенности импрессионистического метода в скульптуре — прежде всего в самой технике лепки. Вся масса скульптурного материала одухотворена и приведена в движение нервным, быстрым, как бы мимолетным прикосновением пальцев, оставляющих на поверхности формы живописные мазки, образующие непрерывный, пульсирующий ритм. Вследствие этой “взрыхленности” фактуры скульптурная форма воспринимается как бы овеянная воздухом. Свет, рассыпаясь бликами по бугристой поверхности, активизирует взаимодействие скульптуры с окружающей средой. При всем при этом мастер не позволяет скульптурной форме сделаться аморфной — у него всегда ощутим крепкий костяк, остов формы.
Фигура в портрете Левитана сложно и вместе с тем свободно развернута в пространстве, зрителю диктуется необходимость обхода, в процессе которого нам последовательно являются разные грани характера модели — то артистическая небрежность и рисовка в некоторой вычурности позы, то импульсивная порывистость в стремительном наклоне вперед словно под влиянием какой-то внезапной мысли, зовущей к обдумыванию, то сама эта сосредоточенность раздумья с некоторым оттенком меланхолической угрюмости.
Образно-поэтически Трубецкой изобразил Л. Н. Толстого (1899). В этом портрете мы чувствуем стихийные силы природы, перевоплотившиеся в мощь человеческого интеллекта. В бронзовой отливке передана динамика мягкого материала (Трубецкой любил работать в глине или пластилине).
Наиболее значительным произведением скульптора, выполненным в России, стал памятник Александру III, отлитый в бронзе и установленный в 1909 г. в Петербурге. Памятник создает впечатление косной неподвижности тяжелой массы материала. Скульптор прибегает к приему изобразительного гротеска. Форма головы, рук и торса всадника, как будто примитивно обтесаны топором. Это символическая антитеза памятнику Фальконе: вместо “гордого коня”, устремленного вперед — неповоротливая бесхвостая лошадь, пятящаяся назад; вместо свободно и легко восседающего всадника “Толстозадый солдафон” (по выражению Репина), вместо лаврового венка, осеняющего открытое и ясное чело Петра, Трубецкой изобразил шапку, которую словно прихлопнули сверху. Это уникальный образец гротескового решения образа.
Анны Семеновны Голубкиной (1864—1927)
Импрессионистическая концепция скульптуры подвергается своеобразному переосмыслению в творчестве Анны Семеновны Голубкиной (1864—1927). Голубкина родилась в русской глубинке в г. Зарайске в крестьянской семье, это осложнило ее образование. Но талант и воля все побеждают, и в возрасте 25 лет Голубкина отправилась учиться в Москву. Голубкина была любимой ученицей профессора-скульптора С. И. Иванова. За свои работы в МУЖВЗ Анна получила 3 денежные премии за скульптуры: “В банях”, “Стрижка баранов” и “Лесной царь”.
В 1895 г. Голубкина для продолжения своего образования с маленькой суммой денег уехала в Париж, систематически работала в студии Коларосси, забывая о еде и сне. В конце декабря 1895 г. с нервным расстройством друзья увезли ее в Москву. В 1897 г. Голубкина во 2-й раз едет в Париж, и здесь она занималась в мастерской у Родена (точнее консультировалась с ним) и его считала своим настоящим учителем. Приободренная великим скульптором художница много работала в Москве после возвращения в 1898 г. По заказу Саввы Тимофеевича Морозова она выполнила горельеф для здания МХАТа. Горельеф изображает революционную борьбу: бушуют волны, с ними борются люди, а над волнами реют буревестники. Пробыв 3 года на родине, Голубкина поняла, что работа только в глине не может удовлетворить ее. И она в 3-й раз едет за границу, в 38 лет, и учится обрабатывать мрамор у простых парижских мраморщиков. Побывала в Лондоне и Берлине.
В 1903 г. Голубкина возвращается на родину вполне законченным мастером, и в этом же году она создала из мрамора образ русской женщины (“Марья”) на стихи Н. Некрасова, поэта, которого считала истинно народным.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
В 1903 г. Голубкина создает статую больше натуры — “Идущий человек”. В этом образе выражена идея непреклонного движения вперед. Голубкина говорила про “Идущего человека”: “Он идет и все на своем пути сметет”. “Идущий” в скульптуре тогда имел значение “Буревестника” М. Горького в литературе.
В 1905 г. по заказу Московского комитета РСДРП выполнила скульптуру К. Маркса.
Голубкина в годы 1-й русской революции распространяла революционные прокламации и сотрудничала с Российской социал-демократической партией, была арестована, по болезни дело против нее было прекращено.
В 1910 г. удалось снять в Москве отдельную мастерскую, и она переехала туда работать вместе со своей старшей сестрой и племянницей.
В 1914 г. началась война, Голубкина, желая помочь раненым, открывает в Москве, в Музее изящных искусств, выставку своих работ для сбора средств на трудоустройство инвалидов войны. Выставка со 150 работами получила резонанс в обществе и прошла успешно.
В середине 1914 г. Голубкина тяжело заболела и легла в больницу. С 1915 по 1921 гг. Анна Семеновна из-за тяжелой болезни не работала, чтобы не бездельничать, она в 57 лет обучилась резать камеи. В эти годы она занимается преподавательской работой. С 1918 по 1920 гг. она ведет занятия со студентами Свободных государственных мастерских, а с 1920 по 1922 гг. — в Московских высших государственных художественно-технических мастерских на скульптурном отделении (ВХУТЕМАС).
Последней работой Анны Голубкиной была фигура “Березка” (1927) — поэтический образ юной девушки, олицетворяющей русскую природу и молодость своей родины. Последней портретной работой стал бронзовый портрет Л. Н. Толстого (1927).
7 сентября 1927 г. в г. Зарайске Анна Семеновна Голубкина скончалась и похоронена на Зарайском кладбище.
Художественное наследие Анны Голубкиной составляют разноплановые работы в мраморе, в дереве, в камне, множество этюдов в гипсе. Ее творчество полярно. На одном полюсе образы активные, олицетворяющие действительную силу истории (“Рабочий”, “Солдат”, “Раб”, “Идущий”, “Сидящий” (ил. 32)), на другом — сострадание и чуткость к обычным людям, имеющим нравственную красоту (“Изергиль”1904, “Марья”, “Старая”, 1911 и др.). Все ее работы и оборудование мастерской были принесены семьей А. С. Голубкиной в дар государству.
Произведения Голубкиной вошли в национальную сокровищницу русского искусства.
Сергей Тимофеевич Коненков** (1874—1971)
Особенным богатством и разнообразием стилистических и жанровых форм отличается скульптурное творчество Сергея Тимофеевича Коненкова (1874—1971).
Коненков в своем творческом развитии минует стадию импрессионизма. Его ранняя работа “Самсон, разрывающий узы” (1902) навеяна титаническими образами Микеланджело. Силы Самсона предельно напряжены, он победит или погибнет, так скульптор передал знамение предреволюционного времени. Позднее он прямо, без аллегорий, обращается к революционным образам. “Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин” (1906) — это олицетворение несокрушимой воли, закаленной в огне классовых битв.
После поездки в Грецию в 1912 г., подобно В. Серову, он увлекается древней архаикой. Образы языческой греческой мифологии переплетаются с образами древнеславянской мифологии. Абрамцевские идеи фольклорности воплотились в таких работах, как “Великосил”, “Стрибог”, “Старичек” и др. “Нищая братия” (1917) воспринималась как уходящая в прошлое Россия. Вырезанные из дерева фигуры двух нищих горемычных странников, сгорбленных, корявых, закутанных в лохмотья, одновременно реалистичны и фантастичны.
Андрей Тимофеевич Матвеев (1878—1960)
Традиции классического ваяния возрождал Андрей Тимофеевич Матвеев (1878—1960), ученик Трубецкого в Московском училище. Он разработал минимум основных пластических тем в мотивах обнаженной фигуры. Наиболее полно пластические принципы матвеевской скульптуры раскрываются в образах юношей и мальчиков (“Сидящий мальчик”, 1909, “Спящие мальчики”, 1907, “Юноша”, 1911, и ряд статуй, предназначенных для одного из парковых ансамблей в Крыму). Античные легкие изгибы фигур мальчиков у Матвеева сочетаются со специфической томностью поз и движений, напоминающих полотна Борисова-Мусатова. Матвеев в своих работах воплотил современную жажду гармонии в совершенные художественные формы.