Театр между мировыми войнами (1918—1939)
В театре происходили похожие процессы. Одни оставались приверженцами традиций, другие отрицали всякие традиции, третьи пытались воспринять традиции и революционность и создать новый театр.
Италия
Противоречивыми путями шла итальянская драматургия. Крупнейший мастер Луиджи Пиранделло (1867—1936), переосмысливший принципы веризма, одинаково тонко и глубоко писал и комедии на темы быта своих соотечественников, и исполненные глубокого философского смысла, высокой и трагической символики психологические драмы (“Шесть персонажей в поисках автора”, “Обнаженные одеваются” и др.).
Драматург-модернист Габриеле Д’Аннуцио, воспевавший “сверхчеловека”, стал апологетом фашизма.
С 1922 по 1943 гг. в Италии господствовал фашистский режим. Он стремился поставить себе на службу всю духовную жизнь страны, в том числе и театральное искусство. Сопротивление фашистской диктатуре в 30-е гг. вылилось в Италии в “шекспировский бум”. Мировая классика была противопоставлена эстетическим установкам фашистской культуры. Одновременно прогрессивные деятели итальянского театра — драматург Пиранделло (он руководил римским “Художественным театром”), актрисы Ирма и Эмма Грамматика обращались к опыту мировой сцены, использовали в постановках систему Станиславского.
Германия
В середине 20-х гг. в Германии заканчивалось царствование экспрессионизма, в который окунулось большинство молодых художников, пытающихся порвать с буржуазными устаревшими традициями. Ведущей идеей экспрессионизма, зародившегося накануне 1-й мировой войны, было возрождение человека и человечности для преобразования мира, который не устраивал молодых бунтарей. Бедствия войны усилили неприятие действительности. Левые из экспрессионистов встали на революционные позиции, особенно в дни революции 1918—1919 гг. (И. Бехер, Фридрих Вольф, Эрнст Толлер).
Экспрессионистические приемы использовались в постановке не только антибуржуазных и антивоенных пьес (“Преображение” Толлера, “Сын” В. Газенклевера, “Газ” Г. Кайзера), но и в спектаклях классической драматургии (Шекспира, Шиллера, Гете). Что это за приемы?
- Атмосфера спектакля пронизана тревогой и возрастающим надрывом, — темп действия быстрый, — ритм действия рваный, — использовались абстрактные декорации, игра света, придававшая им фантастический облик;
- лестница была важным атрибутом спектакля, по ней герой взлетал к власти и скатывался вниз, потерпев крушение — музыкальное оформление (литавры, барабаны, трубы) било зрителям по нервам;
- актер был всегда предельно выразителен, нервный с огромной амплитудой человеческих эмоций.
Многое из театра экспрессионизма вошло в арсенал художественных средств мирового театра.
В это время продолжал плодотворно работать выдающийся режиссер Макс Рейнхард, возглавлявший Немецкий театр (1905—1933), но перемены в театре в 20-е гг. были связаны с именем Бертольта Брехта (1898—1956) и Э. Пискатора, создавшего политический театр. Активно, не принимая стереотипы буржуазного общества, они сотрудничали друг с другом.
Популярность Брехта рождается в 1928 г. с постановки “Трехгрошовой оперы”, написанной им в содружестве с композитором К. Вейлем (1900—1950). “Опера” вскрывала истинные основы морали капиталистического строя. Оригинальную инсценировку сделал Брехт “Матери” Горького.
Брехт активно изучал опыт мирового театра, в том числе пролетарского, это позволило ему выработать теорию “эпического театра” — глобального по своим задачам. По его мнению театр должен воздействовать не на эмоции, а разум человека, не теряя занимательности и развлекательности, театр должен помочь усвоить человеку философскую истину: человек не только способен, но и обязан совершенствовать общество.
Реализации этого замысла была подчинена вся жизнь Брехта. Постепенно он выработал своеобразный вид драмы — параболу, т. е. развернутую, богатую событиями притчу. С ее помощью Брехт выносил на сцену конфликты глобального характера: человек и война (“Мамаша Кураж и ее дети”, 1939), человек и наука (“Жизнь Галилея”, 1938—1939), человек и закон (“Кавказский меловой круг”, 1945), человек и мораль (“Добрый человек из Сезуана”, 1940), человек и история (“Дни Коммуны”, 1949), человек и фашизм (“Страх и отчаяние в Третьей империи”, 1938; “Карьера Артуро Уи”, 1941).
В 1933 г. Брехт с женой, выдающейся актрисой, Еленой Вейгель был вынужден эмигрировать из Германии, в которой произошел фашистский переворот. В странах Европы, а затем и в США Брехт продолжал антифашистскую деятельность. На родину он вернулся в1948 г. и уже на практике попытался воплотить в жизнь свою теорию “эпического театра”, создав в 1949 г. “Берлинер ансамбль”.
В 1920 г. в Берлине Эрвин Пискатор (1893—1966) создал полупрофессиональный “Пролетарский театр”, выступавший с агитационными пьесами. Выполнял заказы коммунистической партии Германии. Затем Пискатора пригласили в берлинский театр “Фольксбюне” (“Народная сцена”), где он поставил ряд спектаклей о революционном движении. В 1927 г. он открывает свой театр на Ноллендорфплац. Здесь он делает необычные инсценировки “Бравого солдата Швейка” Я. Гашека, “Заговор императрицы” А. Н. Толстого (под названием “Распутин, Романовы, война и восставший против них народ”) в честь 10-й годовщины Октябрьской революции.
Пискатор принимал участие в организации агитпропгрупп (агитационно-пропагандистских групп), передвижных театров. Работа таких коллективов, как “Красная блуза”, “Красные кузнецы”, оказала большое влияние на профессиональный немецкий театр.
У Пискатора не было подходящей драматургии, поэтому он с помощниками (помогал Брехт) переделывал прозаические произведения или пьесы, наполняя материал политическими идеями и острой публицистичностью. Чтобы спектакль сделать выразительным, он прибегал к сложной, новаторской машинерыии сцены: сложные конструкции, конвейерные ленты, кино. Власти использовали финансовое давление, чтобы закрыть театр, Пискатор был объявлен банкротом.
В 1929 г. появился термин “политический театр” в одноименной книге Эрвина Пискатора. В книге утверждалось наличие связи между политикой и искусством, перед театром ставились политические задачи — призывать трудящихся к борьбе за свободу, к революции.
В 1933 г. режиссер эмигрировал из страны. Его опыт пошел в историю мирового театрального искусства.
Англия
В Англии авторитетом и популярностью пользовалась драматургия Бернарда Шоу (1856—1950), в эти годы он написал “Тележку с яблоками” (1929), “Миллионершу” (1936). Значительным событием были остросюжетные пьесы с социально-обличительным смыслом Джона Бойнтона Пристли (1894—1984) “Опасный поворот” и “Время и семья Конвей”.
Самые плодотворные искания в Англии происходили вне коммерческого театра — на сценах репертуарных театров Бирмингема, Манчестера, в Шекспировском мемориальном театре в городе Стратфорде-он-Эйвон и особенно в лондонском театре “Олд Вик”, который пережил в 30-е гг. время бурного расцвета.
Испания
Испанская драматургия представлена именами Рамона дель Валье-Инклана (1869—1936) и Федерико Гарсиа Лорка (1898—1936). Валье-Инклан написал необычайно выразительные эсперанто (“Светочи богемы”, “Рога дона Ахинеи” и др.), основываясь на народно-гротесковой традиции. “Эсперанто” переводится как “пугало”, “посмешище”, этим словом драматург обозначил трагифарс, обращаясь к явлениям одновременно смешным и ужасным. В них выведены жуткие и нелепые социальные маски, разоблачается коррупция, сословное чванство и т. п.
Лорка объединил в своих произведениях обыденное с баладно-поэтическими мотивами. В его “крестьянских трагедиях”: “Кровавая свадьба” (1933), “Йерма” (1934), “Дом Бернарды Альбы” (1935) большую роль играют символы и фольклорные образы. Лорка был приверженцем “социального театра”. Таким театром стал созданный и руководимый им в 1933—1935 гг. передвижной театр “Ла Баррака”, выступавший перед демократическим зрителем. Поэт и драматург был расстрелян в первые дни фашистского мятежа, в июле 1936 г.
США
Законодателем театральной моды являлись бродвейские театры в Нью-Йорке. Режиссеры и владельцы театров быстро приспосабливались к менявшемуся духу времени и вкусам публики. Обычно здесь ставились второсортные пьесы и дорогие мюзиклы и пышные шоу с музыкой и танцами, редкостью были пьесы лучших американских драматургов О’Нила, Т. Уайлдера, позднее — Т. Уильмса, А. Миллера, О. Олби.
Но были и другие театры. В статусе студий работали в 1910-е гг. “Провинстаун плейерс” (руководитель Дж. Кук) и “Вашингтонсквер” (руководитель Л. Ленгнер), в которых применялись идеи Станиславского, Немировича-Данченко, немецкого режиссера М. Рейнхарда. В 1919 г. на базе “Вашингтон сквер” и 2-3-х студий был организован театр “Гилд”, который в 20—30-е гг. стал одним из профессиональных внебродвейских коллективов. Он по праву считался лучшим актерским театром США, здесь выступали такие известные мастера, как Кэтрин Корлелл, Линн Фонтен, Алла Назимова (ученица Немировича-Данченко, в юности игравшая во МХАТе), Фредерик Марч и др. В “Гилд” некоторое время работал Ли Страсберг (1901—1982), горячий пропагандист системы Станиславского. Впоследствии он создал собственную учебную студию.
На волне антибуржуазных настроений 30-х гг., связанных с экономическим кризисом, возник театр “Груп-тиэтр” (1931—1941) во главе с Харолдом Клерменом. В этом театре ставились остросоциальные спектакли. Постановщики “Груп-тиэтра” творчески восприняли традиции европейского агитационного театра спектаклей-монтажей политического немецкого театра Пискатора, советского театра “Синяя блуза”.
В 30-е гг. возникают федеральные театры в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе и других городах. Здесь ставились спектакли-обозрения, названные “живыми газетами”. В них в запоминающейся и выразительной форме подавалась актуальная информация, что и определяло их успех у зрителей.
К этому периоду относится расцвет творчества выдающегося американского драматурга Юджина О’Нила (1888—1953). О’Нил — драматург огромного трагедийного дарования, тонкий психолог, непримиримый критик хищнического делового преуспевания и его духовного банкротства. Его пьесы разнообразны как по тематике, так и по форме. История негра Джонса, бежавшего из тюрьмы на один из островов Вест-Индии и возомнившего себя вождем племени, воспроизведена, как внутренний монолог героя (“Император Джонс”, 1920). Столкновение живых человеческих чувств: любви, бескорыстия, самопожертвования — с иссушающей душу страстью к наживе — главная тема “фермерской трагедии” “Любовь под вязами”, (1925). Раздумья О’Нила о трудной судьбе художника США воплотились в новом для американского театра жанре — “драме масок” (“Великий бог Браун”, 1926). Среди более поздних пьес драматурга видное место заняла философская притча “Продавец льда грядет” (1939), в которой он поставил вопрос о значении “спасительных” иллюзий в жизни человека, находящегося в разладе с действительностью. Идея противоборства личности с враждебным ей окружающим миром характерна для всех пьес О’Нила.
Вслед за О’Нилом получило признание творчество драматургов Максуэлла Андерсона (1888—1959) и Пола Грина (1894—1979). Андерсон наполняет новым содержанием классическую, романтическую трагедию (“Громовержцы”, 1928; “Ненастье”, 1936). Грин стал неутомимым новатором: слово, музыка, танец, пантомима были равноправными элементами его произведений (“В лоне Авраамовом”, 1926; “Семья Коннолли”, 1931).
В 30—40-е гг. появляются пьесы Торнтона Уайлдера (1897—1975)“Наш городок” (1938) о провинциальной стопроцентно американской обывательской жизни, “На волосок от гибели” (1942) о истории мировой цивилизации, рассказанной условным языком.
В середине 30-х гг. появились первые пьесы Лилиан Хелман (1905—1984) и Уильяма Сарояна (1908—1981).
При всем многообразии театральной жизни в разных странах, для этого периода было характерно увлечение публицистическим (политическим) театром, под влиянием революционных и общественных движений.