Зарубежная архитектура конца XIX — начала XX веков
Развитие науки, техники, промышленности и рост городов, а также изменение эстетических идеалов кардинально меняли архитектуру.
Новые тенденции в архитектуре начали зарождаться с середины XIX в., когда появились новые строительные материалы: стекло, металлоконструкции, железобетон (было изобретено крепчайшее вяжущее вещество — цемент из смешения молотого известняка и глины) и др. Вначале они применялись в строительстве мостов, промышленных учреждений, транспортных сооружений (крупные лондонские и парижские вокзалы в 1850—1860-х гг.), потом выставочно-музейных залов («Хрустальный дворец» — грандиозный павильон на Всемирной выставке 1851 г. архитектора Д. Пэкстона), общественных зданий (читальный зал Парижской библиотеки св. Женевьевы, 1843—1850, архитектора Анри Лабруста), крупных универсальных многоэтажных магазинов. Но чаще всего металлоконструкции маскировались элементами эклектизма (исключение — «Хрустальный дворец»). На творческое осмысление перемен требовалось время. Но уже в середине XIX в. появился термин «современная архитектура», он обозначал новое в архитектуре, что резко отличало ее от традиционного зодчества.
Патент на выработку железобетонных изделий был получен Жозефом Монье в 1867 г., но внедряться они стали в строительство лишь с 1890-х гг., хотя его преимущества были налицо: он способен нести большие нагрузки, во много раз большие, чем кирпич, он позволяет придавать постройке самые разнообразные формы; из него можно создавать системы гигантских пролетов — сводчатых и купольных, при минимальных сечениях, делать навесы, уменьшать до предела размеры и сечения опорных элементов — стен и столбов.
В 1889 г. по проекту Густава Эйфеля, в центре Парижа, в связи с Международной выставкой, была возведена башня, названная Эйфелевой, высотой 312 метров, смонтированная из стальных элементов. Это было сооружение, в котором архитектурными формами постройки явились сами ее конструкции, оно стимулировало дальнейшее развитие строительства и архитектуры. Но, как мы уже сказали, новый материал воспринимался как подсобное строительное средство, его не осмысливали эстетически. Это произойдет в начале XX в.
Использование металлического каркаса открыло возможность возведения в США сверхвысотных зданий — небоскребов в Чикаго и Нью-Йорке. Развитие бизнеса породило большое количество разного рода контор. Для эффективного функционирования банков, управлений фирм, страховых, адвокатских, коммерческих агентов целесообразно было размещать их в одном месте. Земельные участки в деловой части города стоили очень дорого. Стремясь оправдать затраты на покупку земли, застройщик требовал от архитектора, чтобы тот запроектировал как можно больше этажей; при этом сам занимал лишь часть здания, а остальную площадь сдавал в аренду различным фирмам и конторам. Первые интуитивные шаги к архитектуре будущего сделал архитектор Луис Салливэн — лидер чикагской школы архитекторов. Он первый, кто не стал украшать небоскребы колонками и пилястрами. На первый план в его произведениях проступают функциональные и конструктивные стороны архитектуры (Универмаг в Чикаго, 1899—1904). Однако еще на протяжении 40 лет в Америке продолжали строить каркасные здания-небоскребы, эклектически декорируя их деталями, имитирующими тяжеловесную каменную кладку.
Модерн в архитектуре
Как видно, все это пока мало влияло на формирование архитектурного стиля, отвечающего новой эпохе. В конце XIX — начале XX вв. архитектура Англии и США находилась в состоянии застоя. В этот период развитие новых идей происходило в промышленно развитой Бельгии. Здесь был создан новый стиль модерн (фр. moderne новый, современный). В Германии и Австрии его называли югендстиль, или сецессион, во Франции — ар нуво. Модерн явился средством преодоления эклектизма, он преследовал цель создания современного, нового, универсального, синтетического стиля. Новый стиль быстро распространился по Европе, России и США. Несмотря на большой успех, он был популярен недолго — всего два десятилетия (1890—1900-е гг.).
Архитектура модерна строилась на новых пластических формах, поэтому в ней активно использовались новые материалы — железобетон, металлические конструкции, стекло, в облицовке — керамика, изразцы. Планы зданий приобретали несимметричные, обтекаемые формы, неопределенные вялые очертания. Архитекторы и дизайнеры, работавшие в стиле модерн, обращались к природе, изображая мотивы ее растительных форм. Применялись манерные, абстрактные и растительные мотивы, среди которых отдавалось предпочтение вьющимся цветам, болотным растениям, водорослям.
Архитекторы модерна нередко утрировали формы. Порой злоупотребляли произвольными декоративными мотивами и деталями. Подобные приемы наблюдались, в частности, в павильонах Парижской международной выставки 1900 г. и в облике построенных в связи с этой выставкой Большого и Малого дворцов на проспекте Елисейских полей.
Антиакадемический модерн отразил склонность к созданию иллюзорных красивостей и декадентской манерности, присущей искусству того времени.
Мастера модерна уделяли пристальное внимание интерьеру, стремясь к тому, чтобы он был и удобным, и в эстетическом отношении цельным.
Наиболее значительными мастерами модерна были
- Г. Гимар во Франции,
- Чарльз Макинтош в Англии,
- А. Гауди (Жилые дома в Барселоне) в Испании,
- Й. Гофман в Австрии,
- Ф. Шехтель в России,
- бельгийцы В. Орта (Жилые дома-особняки в Брюсселе) и А. ван де Вельде (много сделал в области интерьера),
- венские архитекторы Отто Вагнер, Иозеф Ольбрих (Выставочное здание Сецессиона в Вене)
- и др.
Модерн в начале XX в. постепенно переходит в свою позднюю, «конструктивную» стадию. Значение декоративного убранства на фасадах зданий снижается, и главное внимание переносится на эстетическую выразительность основных конструктивных элементов. В архитектурных сооружениях обнаруживается стремление к простоте и экономии композиционных эстетических средств, к выявлению в композиции назначения здания и особенностей материалов. В это время активно применяется железобетон.
Основы современной архитектуры
В период до 1-й мировой войны определились принципиальные основы современной архитектуры. В это время работали зодчие старшего поколения и крупные молодые архитекторы, которые продолжили работать после окончания войны. Из них к наиболее крупным относятся француз Огюст Перре и американец Франк Ллойд Райт.
О. Перре в 1903 г. строит в Париже первый целиком железобетонный дом. Из его произведений довоенных времен характерен также театр Елисейских полей в Париже (1910—1913), мраморный фриз которого был выполнен скульптором Бурделем.
Ф. Л. Райт являлся последователем Л. Салливэна. Отказавшись от декоративных стилизаций, Райт рассматривал архитектуру как трехмерное объемно-пространственное искусство. Райт порицал переуплотненность капиталистических городов и создание сверхвысоких зданий, призывал к тесной связи с природой и культивировал постройку загородных домов типа коттеджей. Его стиль называли «стиль прерий». Конструкция зданий Райта тоже основывалась на активном использовании железобетона.
Градостроительство
Принципиальные изменения произошли в градостроительстве.
Резкий рост населения в XIX в., развитие промышленности привело к ошеломляющему росту городов. Города росли хаотически, промышленные здания в них перемежались с жилыми, а городское благоустройство находилось на низком уровне. Люди в городах оказались оторванными от природы. Развитие транспорта усугубило противоречия города.
Ухудшение условий жизни людей, сосредоточившихся в городах, привело в конце XIX в. к стремлению строить города по-новому. В 1897 г. англичанин Э. Говард в книге «Города-сады» выдвигает идею года на природе — это небольшие города с разряженной застройкой малоэтажными домами, стоящими среди зелени. Такие города строились в Англии, Франции в других странах, но они не решили всеобщей проблемы, так как одноэтажная постройка занимает огромные пространства земли.
В 1901—1904 гг. Т. Гарнье разработал проект «Индустриального города». Новый город должен расти не вокруг старого (средневекового с центрической планировкой), а в одну сторону. Протяженная форма города упрощает организацию транспорта. Промышленность и жилье предлагалось разделить зеленым поясом.
Проект оказал влияние на градостроительство, но на практике города продолжали застраиваться стихийно.
Первая мировая война приостановила строительство и вызвала разрушения во многих городах.