Белорусский театр 60—90-х гг. XIX века
С падением крепостного права исчезли последние крепостные и дворянские театры, которые находились в кризисном состоянии в 1-й половине XIX в. Встал вопрос о создании профессионального театра.
Первой реальной попыткой создания белорусского театра в 40-е гг. XIX в. был музыкально-театральный кружок писателя и драматурга В. И. Дунина-Марцинкевича (1807—1884), куда вошли представители минской интеллигенции. Кружок давал концерты и осуществлял театральные постановки. Сам Дунин-Марцинкевич принимал в нем участие не только как драматург, но и как режиссер и певец.
Первым литературным опытом драматурга была оперетта «Рекрутский еврейский набор» (1841), Дунин-Марцинкевич написал либретто. Триумфальной и знаменательной была постановка 9 февраля 1852 г. в гостинице Овсея Поляка (сейчас на месте гостиницы — Белорусская консерватория) комической оперы «Селянка» (либретто Дунина-Марцинкевича, музыка С. Монюшко — будущего классика польской музыки). «Селянка» («Сельская идиллия») перекликается с повестью Пушкина «Барышня-крестьянка», а так же с сентиментальными произведениями Н. М. Карамзина. В этой и других белорусских операх Марцинкевич и Монюшко широко использовали народные песни и танцы, что вызывало восторг публики. Опера пользовалась большим успехом и неоднократно ставилась в Минске, Бобруйске, Слуцке. Сам драматург сыграл в ней роль Наума Прыгаворки (это имя он использовал в качестве псевдонима).
В кружок входило более 20 человек:
- дочери драматурга Мальвина и Камилла,
- актеры-любители Аверьян Васильев,
- Лапотт,
- Лянданский,
- Прушинский и др.
После подавления восстания Калиновского, полулегально существовавший кружок был запрещен. Дудин-Марцинкевич арестован, несколько месяцев просидел в минской тюрьме, а после освобождения в январе 1865 г. находился под полицейским надзором до 1870 г. Старшая дочка Камилла за участие в восстании была сослана в Пермскую губернию. Но в это время у драматурга появляются наиболее острые пьесы: «Пинская шляхта» (1866, о царском нечестном суде) и «Волокитство» (1870, о новых процессах в деревне; кулак Сабкович захотел жениться на дочке шляхтича Сокольницкого Адели, но тот его, грубияна, не принял в родню). Обе эти пьесы были напечатаны только в 1918 г. Если бы не препятствия, чинимые царским правительством, профессиональный белорусский театр возник бы еще при жизни драматурга. Традиции, заложенные Дуниным-Марцинкевичем, стали развиваться только после революции 1905—1907 гг.
Единственным театром, который мог существовать, был только русский театр. Русские театры существовали и в 1-й половине XIX в., но в них нередко игрались пьесы и на польском языке. После восстания это было невозможно. Причем в общей русификаторской политике, проводимой в самом реакционном духе, театру отводилась невторостепенная роль.
Законоположения буржуазных реформ 60—70-х гг. открыли известный простор для развития коммерческого предпринимательства, а значит, и для частной театральной инициативе. Театры существовали на коммерческой основе, они зависели от кассовых сборов, поэтому театры часто гастролировали по округе и часто меняли составы трупп, также часто менялись и содержатели русских антреприз. Понятно, что условия выживания, отодвигали творческие задачи на второй план. При административном руководстве городом были специальные театральные дирекции, которые всячески наживались на театральных постановках, на гастролирующих труппах, на аренде театральных зданий. Но как бы то ни было, русский театр существовал, собирал на спектакли самую разнообразную публику и воспитывал ее.
Разношерстная публика диктовала разнообразие репертуара, в котором соседствовало низкое с высоким, высокое с пошлым. Фарс и оперетка, мелодрама («слезная комедия»), развлекательные водевили привлекали в театр местную знать: дворян, офицерство, чиновников, состоятельную мещанскую молодежь, окрестных помещиков. Проблемно-бытовые комедии и драмы собирали разночинную интеллигенцию, мелких служащих, какую-то часть образованного купечества, ремесленников, «простонародных» горожан. Классика и лучшее из современной драматургии ставились в основном в расчете на тех же служилых интеллигентов, малоимущих разночинцев, учащуюся молодежь. Нужно заметить, что несмотря на малочисленность по сравнению с Россией и Украиной, демократического зрителя (разночинной интеллигенции и учащейся молодежи) и нередко меньшую доходность от постановки высокохудожественной, прогрессивной драматургии, она занимала в драматургии немалое место.
Так, большой популярность у зрителей пользовались спектакли по произведениям
- Гоголя «Ревизор», «Женитьба»,
- Грибоедова «Горе от ума»,
- Островского «Гроза», «Волки о овцы», «Бесприданница», «Бешенные деньги», «Лес», «Доходное место», «Воспитанница»,
- Тургенева «Провинциалка»,
- Писемского «Ипохондрик»,
- А. Толстого «Смерть Иоана Грозного»,
- Пушкина «Борис Годунов»,
- Л. Толстого «Власть тьмы»,
- Чехова «Чайка» и т. д.
В репертуаре русских театров встречались и пьесы зарубежных классиков Шекспира, Мольера, Гольдони, Гюго, Золя, Гауптмана и других. Это была серьезная драматургия, которая оказывала облагораживающее влияние на театральную публику, которая год от года становилась все требовательнее. С появлением реалистической драматургии Островского стала меняться манера игры актеров, которые уже не хотели играть плохой репертуар. Театральные антрепризы менялись одна за другой, это были местные Товарищества актеров и гастролирующие труппы из России и Украины.
Мастерство провинциальных актеров не всегда отвечало требованиям образованных театралов, но и в провинции были звезды, чье актерское мастерство не уступало столичным артистам, это —
- М. И. Зверева,
- М. А. Саблина-Дольская,
- С. Т. Строева-Сокольская,
- Е. Н. Щербакова,
- А. А. Агарев,
- К. А. Гарин,
- А. М. Звездич и многие другие.
Многие крупные актеры столичных казенных и частных театров провели театральную юность в провинции (в 60—70-е гг., например, М. Савина, В. П. Далматов, в 80—90-е гг. П. Н. Орленев, А. М. Невский, Г. С. Галицкий, Е. А. Лекпковский, Г. А. Яковлев-Востоков, В. Е. Ильков, Н. П. Анненкова-Бернар, С. М. Ратов, А. М. Звездич). Потом многие из них уже в ранге столичных звезд приезжали с гастрольными выступлениями в Беларусь. Так, в 1891 г. в Минске гастролировала выдающаяся русская актриса М. Г. Савина с группой актеров Александринского театра. В 1895, 1897, 1898, 1900, 1902, 1905 гг. — В. П. Далматов, в 1899 г. — А. Южин, И. К. Варламов, в 1894 — любимец нескольких театральных поколений неотразимый герой-любовник М. М. Петипа — сын выдающегося балетмейстера М. Н. Петипа. Популярными в Беларуси были и украинские труппы М. Заньковецкой, М. Старицкого, М. Крапивницкого и других актеров- антрепренеров. Эти коллективы показывали, как правило, пьесы украинских авторов И. Катляровского «Наталка-Полтавка», Т. Шевченко «Назар Стодоля», М. Крапивницкого «Пока солнце взойдет, роса глаза выест» и др.
Представления давались в специальных театральных зданиях (театры были в Минске, Могилеве, Витебске, Гродно, и др.) или арендовались залы общественных и военных собраний, а летом на летних сценах городских увеселительных садов и т. д. (в Бресте, Кобрине, Гомеле, Бобруйске, Слуцке, Полоцке, Ошмянах, Лепеле, Пинске, Новогрудке, Мозыре, Орше и др. городах и местечках). В этих театрах и театральных залах многих белорусских городов приобщались к искусству, к прогрессивной демократической культуре будущие деятели белорусской национальной сцены. Классики белорусской литературы (М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас) не однажды отмечали благотворность воздействия на духовную культуру белорусов идей великой русской литературы и искусства.
Необходимо отметить, что деятельность профессиональных русских театров оказала влияние на возникновение многочисленных любительских театральных коллективов по всей Беларуси. Причем любители смело обращались к серьезной драматургии.
В 80—90-е гг. XIX в. разрозненные коллективы любителей драматического, хорового, музыкального искусства стали самоорганизовываться в губернских городах в более или менее крупные объединения — художественно-творческие кружки и общества. Так, в Минске в 1880 г. было организовано Музыкально-литературное общество, в Гродно в 1883 г. — Литературно-музыкальное товарищество, в Полоцке в 1884 г. — Музыкально-драматический кружок любителей и других городах. Эти объединения стали центрами прогрессивной литературной и театрально-музыкальной жизни городов.