Белорусская музыка 60—90-х гг. XIX века
Музыкальная жизнь в Беларуси была представлена искусством гастролирующих трупп из России и Украины, которые привозили разнообразный репертуар от легкого развлекательного до серьезных произведений. Так петербургская труппа Товарищества оперных артистов привозила в Минск оперы А. Даргомыжского, П. Чайковского, А. Рубинштейна и др.
Музыкальная жизнь заметно оживилась с возникновением обществ любителей, которые занимались пропагандой современного музыкального искусства.
Важной была попытка создать белорусский музыкальный театр, предпринятая Дуниным-Марцинкевичем.
Замечательный музыкальный пласт представляет фольклор, который составляет неотъемлемую часть духовной жизни народа. Народные песни и танцы постепенно начали входить и в серьезные музыкальные произведения.
Заметим, что культура белорусского народа в это время привлекает видных исследователей. Tак, еще в 50-х гг. XIX в. на страницах журнала «Современник» были напечатаны труды П. М. Шпилевского по белорусской этнографии и фольклору. Ряд работ по литературе и этнографии посвятил Белоруссии известный русский ученый А. Н. Пыпин.
С 1867 по 1876 гг. в Вильно существовало Северо-Западное отделение Русского географического общества. Под его воздействием значительно активизируется изучение культуры белорусов, собираются фольклорные записи народных песен с напевами. Среди них лучшими собраниями считаются
- «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края» (1887—1902) П. Шейна и
- «Белорусские песни Минской губернии» (1889) Н. Янчука,
изданные русским географическим обществом. Материалы П. Шейна состоят из 3-х томов и 4-х выпусков. Особый интерес в первом выпуске представляют записи напевов, сделанные Н. Римским-Корсаковым с голоса П. Шейна. Это протяжная «беседная» песня «Ай, пасею канапелькi» и популярная дударская «Былi у бацькi тры сыны».
Отдельными изданиями были опубликованы труды других исследователей языка и устного творчества белорусского народа — Н. Я. Никифоровского, Е. Ф. Карского. Белорусские народные песни издавали и чешские исследователи. Так, А. Черный в Кракове в 1894 г. издал сборник «Песни белорусские». Л. Куба в 1887 г. опубликовал в Праге научное исследование о белорусском народном фольклоре «Белорусские народные песни», в котором напевы приводились в качестве примеров.
В конце XIX в. белорусские народные песни собирали и обрабатывали также и украинские деятели культуры. Например, композитор и этнограф П. Сокальский. Его сборник «Малороссийские и белорусские песни» был издан уже после его смерти в 1903 г.