Русское искусство конца XIX — начала XX веков

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне…
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…

А. Блок. Возмездие

Россия конца XIX — начала XX вв. представляла собой противоречивую картину. С одной стороны очень быстро развивался капитализм, перерастая в стадию империализма, порождая массу противоречий и доводя страну до революций (революция 1905—1907), с другой стороны Россия продолжала оставаться малограмотной страной, где 4/5 молодых людей не могли учиться. Капитализм требовал грамотных людей и царскому правительству пришлось пойти на расширение народного образования. В трех- и четырехлетней школе училось 20% детей рабочих и крестьян. Гимназическое образование было платным, казенных гимназий функционировало очень мало, а в университет можно было поступить только после гимназии, таким образом, двери университетов для рабочих и крестьян, как правило, были закрыты. На окраинах страны царила полная неграмотность.

После студенческих и революционных выступлений министрами народного просвещения А. М. Шварцем (1908—1910), а затем Л. А. Кассо (1910—1914) были исключены из Московского университета тысячи студентов, закрыты важнейшие кафедры. В знак протеста К. А. Тимирязев, П. Н. Лебедев, Н. Д. Зелинский, С. А. Чаплыгин и другие ученые покинули университет.

С 1896 г. на средства торговой и промышленной буржуазии стали создаваться коммерческие училища (1913 г. — 250).

Несмотря на подобные гонения Россия продолжала оставаться страной большой науки. Среди блестящей плеяды ученых достойное место занимают

В российскую общественную науку выдающийся вклад внесли ученые С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, Е. Н. Трубецкой, П. Б. Струве, С. Л. Франк, они стремились осмыслить исторический путь и будущее России. В 1909 г. ими был выпущен сборник статей “Вехи” о русской интеллигенции.

Радикальное направление общественной мысли связано с работами русских марксистов Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, народников П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева, Н. М. Михайловского и анархистов М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина.

Большой вклад в историю философии внесли представители религиозного направления российской философской мысли — В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский и др.

Вершиной исторической науки стали труды В. О. Ключевского (“Курс русской истории”), П. Н. Милюклева (“Очерки по истории русской культуры”), Н. Я. Данилевского (“Россия и Европа”).

Большую роль в жизни общества имела периодическая печать, которая была поставлена на коммерческую основу. Если в конце XIX в. существовало 105 ежедневных газет, то в 1912 г. издавалась 1131 газета на 24 языках. Крупнейшие издательства И. Д. Сытина, А. С. Суворина, “Знание” выпускали дешевые издания, чем способствовали просвещению народа и распространению произведений русских и зарубежных авторов.

На этом противоречивом фоне русское искусство представляло противостояние традиционного реализма и авангардизма. От этого картина русского искусства этого периода была яркой и разнообразной. Искусство достигло больших высот и получило название “искусство серебряного века”.