Искусство Беларуси второй половины XX века
Культурная жизнь страны была насыщенной и разноплановой. Первое десятилетие она продолжала развиваться в условиях тоталитарного режима Сталина с вытекающими отсюда всеми обстоятельствами. Хрущевское десятилетие (середина 50— середина 60-х гг.; “хрущевская оттепель”) отличалось относительной свободой, но уже в конце его правления началось новое похолодание. В адрес интеллигенции посыпались обвинения в поклонении Западу, размывании идейных ценностей социализма. Так партия реагировала на возникновение модернистских течений в разных направлениях искусства. Хватило и писателям, которые стали забывать про обязанности служить партии. Вновь началась волна гонений на религию и верующих. Многие церкви в Западной Беларуси, оставшиеся еще от польского времени, были закрыты. В Витебске был взорвана церковь — памятник архитектуры XVII века. Как непотребное хламье уничтожались памятники и в других городах и деревнях.
После “оттепели”, вновь в искусство возвращается принцип партийности, идеологический герой, который должен воспитывать нового человека будущей коммунистической формации. Идеологический прессинг ощущали все виды искусства.
Но искусство продолжало развиваться, но все больше слабела его национальная основа, исчезала из него белорусскость. Это было закономерностью в условиях подчинения интересов республики общедержавным интересам, в условиях русификации, когда национальная история исчезала перед великой историей русского народа.
Сложные и противоречивые процессы начались с момента разрушения СССР и приобретения государственной независимости республикой Беларусь, начиная от переписывания истории до насильственного введения белорусского языка. Но силы народного разума повернули процесс возрождения национальных традиций, культуры, языка от атаки к поступательному процессу. И успехи белорусской культуры не заставили себя ждать.